Компьютерные технологий в работе учителя-логопеда

Токарева Ольга Геннадьевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» г.Пикалево

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Цель работы учителя — логопеда — научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для ее достижения используются различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяются современные образовательные технологии. Одним из условий ФГТ к обеспечению качества образования является использование в ДОУ электронного образовательного ресурса.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в дошкольных учреждениях. Их эффективность зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и групповых занятий. Инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер должен поддерживать работу педагога, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей.

Хотелось бы поделиться опытом, как современные компьютерные технологии помогают в работе учителя-логопеда. В основном мной используются три продукта Microsoft: PowerPoint, Excel, Word, которые входят в пакет Microsoft office, а также авторские разработки: Л.Р. Лизунова «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры», Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко «Развитие речи. Программно-методический комплекс», коллектив ID Company «Домашний логопед. Практический курс».

Они применяются для:

Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, вебинарах и пр.)

Ведения электронного портфолио

Ведения документации (перспективное планирование, список группы с расписанием занятий, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, информационные листы в уголки для родителей – документы Microsoft Word, Excel).

Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

Проведения занятий (презентации по лексическим темам – программа PowerPoint, специализированные компьютерные игры и технологии).

Подобная организация работы значительно сокращает время, затраченное логопедом на ведение необходимой документации.

Хотелось бы подробнее остановиться именно на проведении занятий, а точнее на использовании компьютерных технологий во время коррекционной работы с детьми.

В последнее время заметно выросла популярность обучающих игр, их выбор на рынке достаточно велик. Это и не удивительно, ведь их использование позволяет значительно ускорить формирование и развитие речи, высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Разумное применение компьютерной игры на занятии является чрезвычайно эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному. Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё бесконечно.

Игр много, все они разные. Вопрос только в том, что именно ребёнку даст та или иная игра. Как это ни грустно, явственно ощущается нехватка специализированных игр, в частности, логопедических. Но даже те немногие технологии, представленные на рынке, можно эффективно использовать на занятиях с детьми.

Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы. У таких детей, как правило, нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.

Попытаемся проанализировать возможность использования конкретных специализированных компьютерных игр и технологий для коррекции различных сторон речевой активности.

На занятиях ведется работа по формированию общих речевых навыков. Таких, например, как длительность, плавность и сила ротового выдоха, темп, ритм, интонация, четкость и разборчивость речи. Здесь незаменимым помощником выступает компьютерная технология «Игры для Тигры» — блок «Просодика». Он содержит четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». В упражнениях «Ветерок», «Одуванчики», «Кораблики» дети работают с микрофоном и учатся отрабатывать длительный плавный или короткий резкий выдох. Над слитностью произнесения слов и фраз, четкостью и разборчивостью речи мы работаем, выполняя упражнения «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы». А упражнения «Машина», «Пирамидка», «Дом» позволяют ребятам следить за темпом и ритмом речевого высказывания.

При коррекции и формировании фонематической стороны речи можно использовать мини-игру «Угадай-ка» из практического компьютерного курса «Домашний логопед», упражнения «Неречевые звуки», «Звукоподражания» программно-методического комплекса «Развитие речи». Здесь дети будут учиться слышать и определять неречевые звуки. А для определения звуков речи подойдут упражнения блока «Фонематика» КТ «Игры для Тигры», где дети будут определять наличие звука в слове (упражнение «Четвертый лишний»). Аналогичная задача ставится в разделе «Речевые звуки» ПМК «Развитие речи», а также в игре «Помоги Тигре» на портале Логопедические игры online. Для формирования навыков анализа и синтеза слова мы используем упражнения «Поезд», «Составь слово» («Игры для Тигры»), упражнения раздела «Речевые звуки» (ПМК «Развитие речи»), игры из уроков Мудрой Совы (сайт Логозаврия, ПМК «Радуга в компьютере»). Для дифференциации звуков детям нравится игра «Помощники деда Мороза» (портал Логопедические игры online), а также упражнения ПМК «Развитие речи».

При коррекции звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков можно использовать ПК «Домашний логопед». Там представлен речевой материал, сопровождаемый забавными картинками.

Для развития лексико –грамматической стороны речи мы используем презентации по лексическим темам. Их в большом количестве можно найти в сети Интернет или создать самостоятельно в программе PowerPoint. Игры на обогащение словарного запаса, развития лексико-семантического значения слов представлены в КТ «Игры для Тигры» и на портале Логопедические игры online. Для формирования грамматического строя речи можно использовать задания ПМК «Развитие речи». В этом же комплексе предложены хорошие упражнения по составлению и пересказу рассказов для развития связной речи. Все эти игры могут использоваться учителем-логопедом в соответствии с еженедельно меняющейся лексической темой, а их разнообразие поможет сделать каждое занятие неповторимым и интересным для ребенка.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.