Прогулка — поход «Листопад в лесу»

Общее расстояние — 1,5 км Продолжительность — 1 ч Программный материал:

Движения: ходьба в приседе, полуприседе, на носках, с закрытыми глазами; бег галопом, с кружением на месте, змейкой; прыжки на месте на двух и одной ноге, вверх из приседа с доставанием ветки дерева, с поворотом на 180°, с двойным поворотом; влезание на дерево. Природа: наблюдение листопада. 1. Перед выходом вспомнить стихи и загадки об осени:

Листопад

Опавшей листвы разговор еле слышен: — Мы с кленов… Мы с яблонь… Мы с вишен… С осинки… С черемухи… С дуба… С березы… Везде листопад: на пороге морозы! (Т.О. Капотов.)

Листики

Праздник осенью в лесу — и светло, и весело. Вот какие украшенья осень здесь развесила. Каждый листик золотой — маленькое солнышко. Соберу в корзину я, положу на донышко. Берегу я листики… Осень продолжается. Долго у меня праздник не кончается. (А. Шибыцкой.)

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

Все паны поскидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)

Отметить наиболее характерные признаки осени, сообщить цель похода — наблюдение листопада. Во время перехода до места стоянки предусматриваются разные виды и способы движений, в зависимости от рельефа местности. Часть пути целенаправленно предусматривается как естественная полоса препятствий в природных условиях: дети идут мелким и широким шагом между деревьями, в приседе и полуприседе — под ветками; подпрыгивают, доставая ветки деревьев; перепрыгивают кочки, выступающие корни деревьев, узкие канавки. Для кратковременной остановки выбирается такое место, где широко представлены породы лиственных и хвойных деревьев. Обратить внимание на красивое сочетание разноцветных листьев с зеленой хвоей и голубым небом. Отметить, что расцветка листьев у разных деревьев неодинакова. Послушать, как шумят деревья на ветру. Оставшуюся часть пути до стоянки дети проходят быстрым шагом.

На стоянке дети наблюдают, как падают листья, как много листвы на земле: здесь и яркие свежие листья, и уже потемневшие. Обратить внимание, как по-разному падают листья у различных деревьев: у осины — стремительно вниз, у клена — долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.

Игры и упражнения,

«Листопад». Дается задание найти по два самых крупных ярких листа. Воспитатель говорит, что каждый из детей будет тем листочком, который у него в руках, и продолжает: «Пришла осень, листья на деревьях из зеленых превратились в разноцветные — желтые, красные, рыжие, коричневые. Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочками вверх), а потом оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли и затихли, как будто уснули. Подул слабый ветерок, подхватил листочки и стал их кружить медленно-медленно (дети кружатся на месте). Поиграл листочками и затих. А потом налетел сильный ветер и погнал листочки вдоль дороги, по лесу, устроил настоящий веселый листопад (дети бегают по поляне с листочками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами)».

«Послушные листья». Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я — ветер, вы — листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед), закружились листья на месте; стих ветер, листья отдыхают».

«Что я слышу?». Предложить детям послушать, закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер. Пошуршать листвой при ходьбе, не отрывая ног от земли («лыжный шаг»), кружась на месте и с продвижением вперед, подбрасывать ногами листья вверх.

Самостоятельная деятельность: влезание на дерево (обеспечить страховку), наблюдение за птицами, сбор листьев, желудей.

Короткая дорога обратно.

Последующая работа:

принесенные листья складываются в большую корзину; детям предлагается самостоятельно провести игру «Листопад»;

рисование на тему «Листопад»;

проведение выставки детских работ;

оформить рисунки в паспарту и преподнести в подарок детям и взрослым с автографом;

несколько работ оставить в альбоме «С вернисажа» (на память о походе).