Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Козлова Марина Сергеевна, учитель-логопед МДОУ ЦРР Д/С 34 в г. Серпухов МО

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу – до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность.





В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы , но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на логопедических занятиях условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит надлежащий уровень здоровья детей [1]. В основе комплексного воздействия на детей с нарушениями речи определены следующие задачи, приведенные на схеме:

Презентация системный подход к корреции речи

«Схема 1 – Задачи комплексного воздействия на детей

с нарушениями речи»

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками, динамическими паузами при проведении логопедических занятий рекомендуется использовать логопедический массаж. Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Для получения более полного эффекта традиционные методы массажа можно сочетать с дополнительным методом – самомассажем. Он помогает воздействовать на активные точки кожи. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме. Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры. Далее следует выбрать подходящий способ самомассажа.

Рассмотрим несколько нетрадиционных видов самомассажа: су-джок терапия и аурикулотерапия.

Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия.

Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела (Рис.1).

Презентация системный подход к корреции речи

«Рис. 1 – Анатомическое строение в уменьшенном виде

проецируемое на человеческую ладонь»

Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно [2].

Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке) одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшения кровообращения, создает базу для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц [3].

Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии [2].

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшем наружу головным мозгом. Формирование активной речи у ребенка начинается только тогда, когда движения рук достигает точности. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Приемы развития мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

Составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

Составление цепочки из 6-10 канцелярских скрепок;

Завинчивать и отвинчивать крышки у пузырьков, баночек;

Стирание ластиком нарисованных предметов;

Комканье носового платка (носовой платок взять за угол одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

Пальчиковую гимнастику можно связывать с коррегирующей гимнастикой для глаз. Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике можно использовать эффективные нетрадиционные методы.

Один из них кинезитерапия. От греч. Kinesis- движение, therapia – лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении и др.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение : «Кулак – ребро — ладонь» [4].

Гидрогимнастикапрокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д [2].

Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности , внимания используется ароматерапия. Запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запах лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее действие. Ароматерапию уместно использовать во время прохождения лексических тем, например: «Фрукты», «Ягоды». Хотелось бы уточнить, что с запахами работать необходимо очень осторожно, в минимальных дозах. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат [1].

Важнейшие условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких. Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом кору головного мозга и улучшение работы всех ее центров. Полезны занятия на свежем воздухе. С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозгу, человек дышит глубже, чем через рот.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с применением дополнительных методов воздействия, способствует более эффективному преодолению речевых нарушений и предупреждает возникновение возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание во время проведения логопедических занятий условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-112 с., ил.





Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, (2) с. : ил. – (Сердце Отдаю детям).

Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» стр: 50-54.// Логопед. N1, 2012.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей : Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб» , 2008.-128 с.