Вакуленко Любовь Сергеевна, к.п.н., доцент, старший воспитатель Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №62 (ГБДОУ №62) Приморского района ганкт-Петербурга, Васильева Анастасия Андреевна, воспитатель ГБДОУ №62 Приморского района г.Санкт-Петербурга, Кристесашвили Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре ГБДОУ №62 Приморского района г.Санкт-Петербурга, Трифонова Лидия Сергеевна, музыкальный руководитель ГБДОУ №62 Приморского района г.Санкт-Петербурга, Удалова Светлана Валерьевна, инструктор по физической культуре ГБДОУ №62 Приморского района ганкт-Петербурга

Комплексный проект «Здоровый ребенок»

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, — воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, приведенным М.Ю. Картушиной [1], только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми.

В настоящее время не разработаны в полной мере региональные и федеральные концепции оздоровления детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях используются оздоровительные программы конца прошлого века. Наиболее известными являются работы Санкт-Петербургской педиатрической академии, нижегородского НИИ педиатрии, Ивановского НИИ материнства и детства [2].

Проект «Здоровый ребенок» является структурным компонентом модели комплексного оздоровления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида, апробируемой в режиме районной опытно-экспериментальной площадки.

Цель проекта — сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры.

Задачи проекта:

Разработать серию мероприятий, направленную на укрепление здоровья дошкольников.

Активизировать консультативно-информационную работу с педагогами по вопросам здоровьесбережения.

Способствовать повышению компетентности родителей по воспитанию культуры здоровья дошкольника.

Создать позитивную мотивацию детей для занятий физической культурой.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста;

инструкторы по ФК;

музыкальный руководитель;

воспитатели старших и подготовительных к школе групп;

врач и медицинская сестра;

родители воспитанников.

Направления в рамках проекта:

работа с воспитанниками;

работа с педагогическим коллективом;

работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

подготовительный (01.09.2011. – 30.09.2011);

основной (01.10.2011. — 30.04.2012);

заключительный (01.05.2012. – 31.05.2012).

Содержание подготовительного этапа:

определение целей проекта;

анкетирование и организация родителей для помощи в проведении данного проекта;

диагностика уровней физического развития воспитанников;

создание информационной базы, определение групп здоровья и подбор материалов по проекту;

формирование коррекционных групп;

составление понедельного планирования.

В частности, анкетирование семей воспитанников (более 100 человек) позволило выявить их отношение к предстоящей в рамках проекта деятельности. Причины болезней детей родители видят, прежде всего, в слабом иммунитете (62%), плохой экологии (43%). Они отмечают ряд факторов, влияющих на состояние здоровья: достаточное пребывание на свежем воздухе (78%), благоприятная психологическая атмосфера (76%), соблюдение режима (70%). Приемлемыми закаливающими процедурами родители признают проветривание (76%), облегченную одежду в группе (50%), умывание прохладной водой (39%). 62% опрошенных частично знают, как укреплять здоровья ребенка, испытывают необходимость помощи со стороны детского сада – 43% респондентов.

Результаты мониторинга уровня физического развития, проведенные инструктором по физической культуре показали, что высокий уровень развития основных движений характерен для 7% детей, средний — для 81%, низкий – для 12%. Мониторинг, проведенный инструктором по плаванию, показал схожие результаты: высокий уровень – 17%, средний – 73%, низкий — 10% детей.

Анализ медицинской документации демонстрирует, что в ГБДОУ №62 имеются 3 группы здоровья: I группа – у 12%, II группа – у 83%, III группа – у 5% воспитанников.

Содержание основного этапа:

Совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей:

Проведение следующих мероприятий в соответствии с режимом групп:

физкультурные занятия, досуги и праздники;

занятия по плаванию;

музыкально-ритмические занятия;

утренняя гимнастика;

гимнастика после дневного сна;

физкультурные минутка и физпаузы;

подвижные игры на прогулках;

занятия в коррекционных группах с индивидуально подобранными упражнениями (по мед. показаниям).

Организация деятельности детей в целях профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни:

закаливание (посещение занятий по плаванию; ежедневные 2-х разовые прогулки, игры с водой, хождение босиком по «Тропинке здоровья»);

профилактические мероприятия (кварцевание спальных и игровых помещений, вакцинация, инд. УФО лор-органов «Солнышко», формирование диетических столов, витаминизация, кислородный коктейль, соляная пещера, аэрофито-терапия, контроль за соблюдением требований СанПиН);

беседы, викторины с детьми по теме «Здоровьесбережение», получение знаний детьми об анатомии человека, валеологии, технике безопасности, оказание первой помощи;

посещение современных спортивных комплексов, выездные экскурсии;

просмотр видеофильмов о спорте;

фотовыставки, выставки рисунков, поделок посвящённые спорту, видеорепортажи с занятий по физической культуре, доска юных чемпионов;

дидактические тематические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни;

встречи со знаменитыми спортсменами.

Организация совместной консультативно-информационной работы педагогов:

педсоветы;

лекции и семинары по вопросам здоровьесбережения;

обмен опытом между педагогами внутри ГБДОУ и педагогами района и города по инновационным технологиям в физическом воспитании детей;

курсы повышения квалификации;

деловые игры педагогов среди района;

консультативная помощь со стороны логопедов и психологов в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

3. Активизация взаимодействия родителей с детьми по воспитанию культуры здоровья дошкольника

спортивные праздники, досуги;

открытые занятия;

участие в районных, городских спортивных праздниках;

анкетирование;

совместные тренинги;

лекции, семинары, беседы, деловые игры для родителей по теме «Воспитание здорового ребёнка»;

наглядная информация для родителей;

индивидуальные консультации для родителей.

Содержание заключительного этапа:

подведение итогов деятельности в рамках проекта;

диагностика уровней физического развития;

медицинское обследование детей;

итоговое анкетирование родителей;

ведение учёта по заболеваемости, посещаемости, по динамике состояния здоровья;

рекомендации родителям по укреплению здоровья детей с учётом индивидуальных особенностей;

консультации по организации активного отдыха в летний период.

Список литературы:

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М., 2007.

Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в ДОУ. – СПб., 2008.

образа жизни: