Конспект интегративного занятия в подготовительной группе детского сада № 7

Воспитатель : Лисенкова Т.А. детский сад №7 г.Хвалынск.

Тема: « Посиделки» (образовательная область – социализация).

Задачи: Обогащать знания детей о национальной традиционной культуре: о бытовых традициях русского народа, его обычаях.

Познакомить детей с происхождением посиделок, их связи с фольклором ( сочинялись небылицы, сказки, частушки).

Обогащать знания детей о малом фольклорном жанре.

Закреплять знания детей о пословицах, поговорках.

Учить воспринимать пословицы через художественное слово.

Воспитывать положительное отношение к труду.

Материал: группа оформлена в стиле русской избы: расписные полотенца, на столах кухонная утварь, на скамье вёдра с коромыслом. Воспитатель в русском сарафане.

ХОД: Звучит рус. н. м.»Я на горку шла», дети идут по коридору свободно ,как бы гуляя.

Воспитатель: « Собирайся народ!

Вас много интересного ждёт

Много песен, много шуток

И весёлых прибауток

Сел сверчок в уголок.

Таракан на шесток

Сели посидели.

Песенки запели

Услыхали ножки ,вытянули пятки

Услыхали калачи, как попрыгали с печи

Да давай подпевать , да давай танцевать.

Вставайте дети в круг, мы сейчас тоже потанцуем.

Исполняется р.н. пляска « Барыня».

Воспитатель: Ну, деточки это только присказка, а что будет дальше – приготовься и гляди.

Заходят 2 мальчика с балалайками. Исполняют частушки.

-Что это мы здесь собрались, на улице стужа. Зима. Всё снегом укрыло. А рядом моя изба. Честной народ заходи в мою избу, приглашаю вас на посиделки. Рассаживайтесь поудобнее, буду рассказывать вести.

-Раньше после сбора урожая молодёжь устраивала посиделки. Начинались посиделки с покрова дня(14 октября),а заканчивались к весне. Девушки собирались в одной из изб пряли или шили.

За работой они пели песни. Парни тоже приходили на эти посиделки – лапти плели и корзины, верёвки вили. В долгие зимние вечера сказки рассказывали. Вот так говорили « Мели Емеля, твоя неделя».

А вы гости дорогие народные сказки знаете? ( Ответы детей).

-Хороша сказка складом,а песня ладом.

Дети исполняют р.н.песню « Ой вставала я , ранёшенько».

-С хорошей песней и труд спорится. Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: « маленький, да удаленький».» хороша Алёнушка, коли мать да бабушка хвалят».

-А вы знаете поговорки да пословицы о труде.( ответы детей)

Инсценировка пословицы « Труд кормит, а лень портит».

1ребёнок: Не колода лодырь, не пень

2ребёнок: А лежит целый день

Вместе: Не печёт, не косит

А обедать просит

1 ребёнок: Никит иди молотить

2 ребёнок: Живот болит

1 реб: Никит иди кашу есть!

2реб: Где моя большая ложка.

Вместе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

-Не любили в народе лентяев, смеялись над ними, так говорили:

- « Спишь, спишь и отдохнуть некогда».

- « Люди жать,а мы на солнышке лежать».

Инсценировка пословицы. Выходят 2 ребёнка.

1 ребёнок: Проснулась Ульяна, не поздно не рано

2 ребёнок: Люди косить ,а она голову мочить

Люди грести ,а она голову плести

Люди жать, а она на печке лежать

1 ребёнок: А обедать пойдут, она тут как тут

(девочка выполняет движения по ходу инсценировки).

Воспитатель: Посмотрите вокруг. В русской избе много необычного ,незнакомого для нас .

Вы любите отгадывать загадки? (да).Я загадаю вам загадки, а отгадки найдите в этой избе.

-«Новая посудина ,а вся в дырках» ( сито, решето).

-« Три братца пошли на речку купаться

Два купаются. третий на берегу валяется

Искупались вышли, на третьем повисли» ( ведро с коромыслом).

— «Сверху дыра , снизу дыра

А посередине огонь да вода» ( самовар).

« Чёрный конь. Скачет в огонь» (кочерга).

« Рыба в море .хвост на заборе» (ковш).

Воспитатель: Молодцы ребята. Русская пословица гласит «Делу время потехи час».

Давайте повеселимся, вспомним плясовые припевки.

Дети исполняют припевки и пляшут под рус. Н. песню « Ой, вы сени мои сени…».

Дети садятся на скамейки. Входят » бабушки» Даниловна. Гавриловна.

-Здравствуйте ребята

Воспитатель: Проходите гости дорогие

-Старушки: -Мы потешные старушки

Неразлучные подружки

Даниловна: Я бабушка Даниловна

Гавриловна: Я бабушка Гавриловна

Вместе: Неразлучные подружки

Мы живём в одной избушке

Даниловна: В лесочке,в лесочке избушка

На кочке блинами обвита

Оладьями крыта

Гавриловна: Ограда кругом –пирожки с творогом

Вместе: Нынче мы расскажем в лицах

Весёлые небылицы

Даниловна: Что Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

92 блина,2 корыта киселя, 50 пирогов

не нашла едаков.

Гавриловна: Сел комарик на дубочек

На еловый на пенёчек.

Свесил ножки на песочек

Сунул носик под листочек

Спрятался.

Вместе: К вам у нас один вопрос : «Кто потешек знает воз?»

( дети рассказывают потешки, инсценируя движения с куклой).

Бабушки хвалят детей.

Даниловна: Посмотри, Гавриловна какие деточки сидят, а о себе не говорят.

Воспитатель: Повеселить таких гостей мы рады. Вставайте с нами в круг. Поиграем в р. Н. игру «Ловишки».

Даниловна: Дети ,а вы р.н.сказки знаете?

Воспитатель: Знают бабушки, знают. Мы уже рассказывали.

Сейчас я вам расскажу сказку,

Нет не сказку, а стихотворение

И не стихотворение, а песню

И вовсе не песню, и не сейчас

И не здесь.

А за столом, да за чайком,

у русского самовара.

Дети и гости садятся за столы на чаепитие.