Конспект НОД

подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

ТЕМА: Автоматизация звука «л».

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить представление о правилах артикуляции и характерных особенностях звука «л».

2. Развитие общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие силы голоса.

5. Формирование сильной длительной воздушной струи.

6. Развитие фонематического слуха.

7. Автоматизация звука «л» в слогах, словах, предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Зеркало, профиль артикуляционный, карточка для изолированного произнесения звука

и развития силы голоса, игрушка Лунтик, картинка Милы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Логопед встречает детей в кабинете и приветствует их.   – Здравствуйте, ребята!    – Давайте начнем сегодня утро с улыбки.

- Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…).     – Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям,

улыбнитесь мне.

Логопед предлагает отгадать гостя, который будет вместе с ними заниматься.

Перед детьми сухой бассейн с фасолью, среди фасоли спрятаны части разрезной

Картинки (5 частей) «Лунтик».

Логопед:

В этом сухом бассейне спрятана картинка,

которая распалась на части, соберите ее и узнаете,

кто сегодня будет с нами заниматься.

Дети опускают руки в сухой бассейн и достают части картинки.

Развитие целости восприятия.

Игра «Собери картинку»

За столом дети собирают разрезную картинку.

Логопед:

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты

Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок.

Вы узнали, кто это?

Дети: Это Лунтик.

На стол выставляется игрушка Лунтика.

Логопед:

-Ты знаешь, откуда он к нам прибыл?

Ребенок: — С луны прилетел.

Логопед:

- Он очень устал с дальней дороги, пусть он отдохнет.

- Покажем ему наши знания?

Ребенок: Да.

Артикуляционная гимнастика (по картинкам).

Логопед:

- Сейчас мы отправимся в морское путешествие.

-К путешествию нужно как следует подготовиться.

-Давай напечем блинов в дорогу (упражнение «Блинчик»).

-К блинам возьмем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»).

-Перед выходом в море давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»).

-Вот уже ветер надул парус нашего кораблика (упражнение «Парус»).

-Все готово к отплытию, корабль загудел и поплыл: л-л-л.

Закрепление четкого произнесения изолированного звука [л].

Игра «Корабль плывет».

Дети скользят игрушкой «кораблик» по указанному на картинке маршруту и

произносят: Л-Л-Л-Л в течение всего пути.

Логопед:

- Расскажите, как нужно правильно произносить звук [л].

Где должен быть язычок?

Артикуляция [л]:

- губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за

верхние зубы, выдыхаемый воздух теплый.

Логопед:

- Скажи, звук [л] гласный или согласный?

Ребенок:

- Согласный.

Психогимнастика, развитие длительного речевого выдоха.

Логопед:

- Давай покажем, как мы удивились Лунтику:

- протяжно на выдохе произнесем: О-о-о-о!? (делаем удивленное лицо)

- Покажем, как мы рады Лунтику: громко, протяжно, радостно. -А-А-А!! (радостное лицо)

- Как мы огорчимся, потому что Лунтик уйдет: тихо, протяжно, печально. -У-у-у-у.

(печальное лицо)

Автоматизация [л] в слогах.

Логопед:

А мы покатаемся на лодочке вместе с Милой (картинка).

Ребенок произносит чистоговорки, надевая на палец массажную пружинку

Су-Джок.

Большой палец — ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла.

Указательный палец — ло-ло-ло, светит солнышко тепло.

Средний палец — лу-лу-лу, рада Милочка теплу.

Безымянный палец — лы-лы-лы, песни Милочки слышны.

Мизинец — Клава в лодочке сидела, вместе с Милой песни пела.

-Логопед: Молодцы!

-Пора поиграть в игру с картинками.

Автоматизация [л] в словах.

Игра «Назови ласково».

Логопед:

Лунтик зверек очень маленький, он любит, когда слова произносят ласково:

называй картинку, а потом это слово скажи ласково

Ребенок четко называет картинки (пособие «Назови правильно слово»)

со звуком [л]: Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка. Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка. Булка — булочка, бутылка — бутылочка,

точилка — точилочка.

Физминутка «Любим с Лунтиком играть».

Ребенок имитирует движения из текста:

Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)

И как пчелки полетать (машет руками)

На цветочек тихо сели (сел на корточки)

Мы вздохнули и уснули (руки под щеку)

Логопед:

Молодцы ! Лунтик уже отдохнул и зовет вас поиграть вместе с ним.

Автоматизация [л] в предложениях.

Составление предложений с предлогами

(презентация «Куда спрятался Лунтик?»).

Логопед:

Тебе нужно посмотреть на экран и составить предложение — куда спрятался Лунтик.

Слайд 1 — Лунтик спрятался под стол.

Слайд 2 — Лунтик спрятался под лавку.

Слайд 3 — Лунтик спрятался за куклу.

Слайд 4 — Лунтик спрятался за кресло.

Слайд 5 — Лунтик спрятался на балкон.

Слайд 6 — Лунтик спрятался на клумбе.

Слайд 7 — Лунтик спрятался в колодец.

Слайд 8 — Лунтик спрятался в лодку.

Слайд 9 — Лунтик спрятался в палатку.

Логопед:

- Молодцы! Вы хорошо играли.

Итог занятия.

Логопед:

- Кто приходил в гости?

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Что вам сегодня больше всего понравилось?

– Ребята, вы все сегодня очень хорошо занимались.  — Вы прекрасно играли, от Лунтика вам подарок: картинка-раскраска.

- Спасибо за ваше старание!