Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

«Космическое путешествие»

Программное содержание: закрепить у детей умение классифицировать звуки по признаку гласные-согласные, вычленять заданный звук из состава слов; выразительно, формировать интонационную выразительность речи; тренировать в чтении слогов, слов, предложений.

Цели: формировать у детей фонематический слух, навыки составления слов из букв разрезной азбуки, учить читать слоги, слова, предложения; развивать речь, мышление; воспитывать аккуратность.

Оборудование: индивидуальные слоговые линейки, индивидуальные кассы букв, наборное полотно, две коробки (красного и синего цвета), магнитофон, записи групп «Спейс», «Зодиак».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Под фонограмму «Музыка во вселенной» группы «Спейс» входят дети. Выстраиваются полукругом.

Логопед. Дети, сегодня мы с вами совершим космическое путешествие. Прошу занять свои места. Подготовиться к полёту.

Дети занимают свои места.

II. Введение в тему.

Логопед. Начнём подготовку к старту с песенки гласных.

Дети: А-О-У-Ы-И (протяжно произносят гласные)

Логопед. Теперь даём старт. Приготовили звуковые линейки. Читаем:

Дети читают по линейкам: КА-КО-КУ-КЫ-КИ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ

Звучит фонограмма «Пристегните ремни» группы «Зодиак».

III. Новый материал.

Логопед. Вот и начался наш полёт. Пока мы ещё находимся вблизи нашей планеты, я проверю, хорошо ли вы подготовлены к полёту: буду называть слова, а вы, если услышите в них звуки «Т», «ТЬ», будете вставать и называть позицию, где слышите: в начале слова, в середине или в конце.

Слова: КНИГА, ТУЧКА, ТЕТРАДЬ, СУББОТА, ПЯТНИЦА, СРЕДА, ДОМ, СТЕКЛО, ЧАСЫ, КОСМОНАВТ

Логопед. Молодцы, а теперь послушайте загадки, которые для вас подготовил центр управления полётом:

Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная (телевизор).

Поверчу волшебный круг –

И меня услышит друг (телефон).

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес –

Прохудился, и исчез (туча).

Логопед. Какие звуки вы услышали в начале слов-отгадок?

Дети. Звуки «Т», «Ть».

Логопед. Молодцы, вы хорошо подготовились к полёту.

Звучит музыка группы «Спейс» «Таинственный пришелец».

Логопед. Ну что это я слышу? Это сигнал бедствия кто-то передаёт. Ничего не могу понять, мешают помехи, но звуки я слышу, вот они: К, У, О, Н, И. Помогите из букв составить слово.

Дети составляют слово «ОКУНИ» из букв разрезной азбуки. Чтение слова хором и индивидуально.

Логопед. Правильно, я сейчас хорошо их слышу. На космических окуней кто-то покушается, а кто они боятся открыто передавать в эфир. Только передали зашифрованное сообщение. Нужно отгадать загадку, а слово-отгадку выложить в своих кассах букв.

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мыши и рыбы его боятся…

Угадали? Это….

Дети выкладывают слово «КОТ». Один ребёнок читает, затем читают все хором.

Логопед. А вот ещё что-то высветилось на табло. Давайте прочтём.

Дети читают: У нас окуни.

И кот тут как тут.

Логопед. Что же нам делать? Чем мы можем помочь? Как вы думаете?

Предложения детей.

Логопед. Я тоже придумала, чем мы можем помочь. Скажем чистоговорки красиво и громко – так, чтобы кот испугался и улетел.

Дети проговаривают чистоговорки:

Та-та-та – у нас дома чистота.

От-от-от – мы не звали тебя кот.

Ты-ты-ты – уходите прочь коты.

Логопед. Хорошо сказали, молодцы. Мы спасли окуней. Теперь можем спокойно продолжать наше космическое путешествие.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление.

Логопед. А сейчас мы проведём соревнование радистов. Узнаем, кто быстрее и правильнее передаст скороговорки:

Течёт речка – печёт печка.

От топота копыт, пыль по полю летит.

Логопед. Товарищи космонавты, на борту корабля произошло ЧП. Кто-то из слов похитил буквы. Помогите прочитать слова.

Дети читают:

КА_ОК, АИС_, КО_, НИ_КИ

Логопед. На борту корабля обнаружены неполадки: на нашем пульте управления кто-то смешал гласные и согласные буквы. Их нужно разложить правильно: в красную коробку — гласные буквы, в синюю – согласные.

Дети раскладывают буквы по соответствующим коробкам.

VI. Итог.

Логопед. Молодцы, теперь мы можем спокойно возвращаться домой, но чтобы путь назад нам не показался долгим – давайте вспомним стихи о ранее изученных буквах.

Дети рассказывают стихи о буквах.

Логопед. Вот незаметно мы подлетели к нашей планете, можно немного расслабиться, начинается приземление. Можно снять шлемы и покинуть свои места. Космическое путешествие закончилось.