Конспект организованной деятельности по валеологии на тему: «НАШИ ЗУБЫ» для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель  I  квалификационной категории Мичурина Марина Николаевна, воспитатель ГБОУ д/с № 2074,

г. Москва

Программное содержание:

- уточнить знания о назначении зубов, понять причины их повреждения;

- познакомить детей со строением зубов методом самообследования;

- закрепить знания детей о правилах ухода за зубами и объяснить детям

необходимость такого ухода;

- формирование здорового образа жизни у старших дошкольников;

Материалы и оборудование:

нарисованный зуб – Тотошка – в виде устойчивой игрушки (сзади опора как у фотографической рамки); зубная щетка; эмалированная кружка или миска с отбитым краем; у каждого ребенка: зеркало, влажные салфетки, салфетки, зубная щетка; дидактическая игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы» (Гигиена и хорошее здоровье, часть 1).

Методы организованной деятельности:

рассказ, беседа, самообследование, эксперимент, практическая деятельность,

логические рассуждения.

Обогащение и активизация словаря:

поверхность зуба, корень зуба, жевательные зубы, резцы, эмаль, десна, челюсть.

Предварительная работа:

перед занятием провести беседу с ребятами на тему: »Зачем человек ест?»,

используя книгу Г.Юдина «Главное чудо света»; вспомнить с детьми сказки

К.Чуковского «Мойдодыр».

Ход организованной деятельности.

1.Вступление.

Воспитатель:

— Ребята, мне показалось, что сегодня вы хотите узнать что-то интересное. Правильно я подумала? (Да).

— Послушайте, к нам кто-то стучится. Ой, кто-то к нам идет в гости? (Появляется или вносится под веселую музыку нарисованный зуб Тотошка).

Тотошка.

— Здравствуйте, ребята! (Здравствуй!) Узнали меня? Кто я? (Зуб).

— А знаете, как меня зовут? (Нет)

— Я — зуб, веселый Тотошка.



Воспитатель.

— Проходи, Тотошечка, присаживайся. Мы как раз сегодня будем говорить о зубах, будем знакомиться с нашими зубами.

Тотошка:

— О, о зубах я знаю все, хотя я и уверен, что и вы немало знаете о них. Я с удовольствием поделюсь своими знаниями с вами. Вы пользуетесь зубами каждый день, но еще с ними не совсем хорошо знакомы. Скажите, где расположены зубы? (Ответы детей).

— Зачем они нам нужны? (Ответы).

— А есть ли зубы у животных? (Есть).

— А зачем животным зубы? (Животные используют зубы не только для еды, но и для защиты от врагов).

— Да, ребята, вы действительно много знаете. А теперь давайте поговорим о строении зубов.

2.Строение зубов.

Тотошка.

— Рассмотрите свои зубы в зеркало. Какого они цвета? (Ответы). Попробуйте согнуть их язычком. Получается? (Дети выполняют). Глядя в зеркало, осторожно постучите пальчиком о зуб. Что можете сказать о твердости зубов? (Ответы детей).

— Попробуйте покачать зуб пальцами. Получается? (Ответы). Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается? Зубы сидят прочно. Они укреплены в кости, которая называется челюстью. Сейчас возьмите себя за щечки и пожуйте, не открывая рта. Вы почувствуете, как двигается ваша нижняя челюсть. Сверху находится ваша верхняя челюсть, она неподвижная. Нижняя часть зуба, которая располагается в кости, называется корнем зуба. (Показ корня зуба на Тотошке). Итак, как называется нижняя часть зуба? (Хоровой ответ). Челюсть сверху закрыта мягкой частью, которая называется десна. Повторим это слово. (Дети повторяют хором).

— Теперь смотрим на десну в зеркало. Какого она цвета? (Ответы). Десна очень нежная. Она легко царапается, если во рту окажется твердый предмет. Её можно проколоть косточкой от рыбы и обжечь очень горячей едой. Отсюда вывод: с десной надо обращаться осторожно.

— А можно ли сломать зуб? (Ответы). Да, если ударить по нему с большой силой или грызть что-то очень твердое. В этом случае зуб может сломаться, тогда будет очень больно. Поэтому, играя, надо быть очень внимательным и следить за тем, чтобы случайно не попасть друг другу в зубки.

Воспитатель.

Молодцы ребята, хорошо слушаете, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка 1.

(Стоя у парт)

Каждый день по утрам Весело шагать,

Зубы чистить, умываться,Руки поднимать,

Не лень нам.Приседать, вставать,

Делать по порядкуПрыгать и скакать!

Нужную зарядку

3.Смена зубов у человека.

Тотошка.

— Первые зубы, которые вырастают у человека, выпадают. У кого уже выпали зубы, поднимите руки? У всех. Как это происходит? Когда приходит время, корень зуба сам собой рассасывается и разрушается. Зубу нечем держаться за челюсть, он выпадает. Обычно это бывает не больно или не очень больно. Зуб сначала качается, а потом совсем выпадает. Такие зубы называются молочными, на его месте вырастает новый зуб – постоянный.

4.Типы зубов.

Тотошка.

— Теперь рассмотрите, одинаковы ли у вас все зубы. Вначале посмотрим на передние зубы. Запомните, как они выглядят. (Дети выполняют). А сейчас пальчиком отодвиньте губу, приоткройте рот и рассмотрите зубы, которые спрятались за щекой. Скажите, они отличаются от передних? Чем? (Ответ – передние – заостренные, а задние плоские).

-Проведите пальчиком по поверхности зубов. Где она остренькая, а где плоская, с бугорками? (Ответы). Как вы думаете, зачем нужны эти бугорки? (Предположения детей).

-Правильно, передние зубы откусывают, режут, поэтому эти зубы называются резцами. А задние зубы, плоские с бугорками, жуют — эти зубы называются жевательными и им нужны бугорки для того, чтобы лучше пережевывать пищу.

Молодцы ребята, очень хорошо отвечаете. А теперь посмотрите на меня и скажите, а какой я зуб – резец или жевательный, посмотрите какой я толстый и веселый, у меня есть бугорки? (Ответы). Правильно, я — жевательный зуб и я очень люблю смотреть, как ребята делают различные упражнения.

Воспитатель.

— Дети, давайте покажем зубику как мы умеем делать упражнения.

Физкультминутка 2.

(Выход в круг)

Каждый день по утрам Два – нагнуться, потянуться,

Зубы чистить, умываться, Три – в ладоши три хлопка,

Не лень нам. Головою три кивка,

Делать по порядку На четыре – руки шире,

Упражнения как на зарядке Пять – присесть,

Раз – согнуться, разогнуться, Шесть – тихо сесть.

5.Причины повреждения зубов.

Воспитатель:

— Вот и познакомились мы с нашими хорошими помощниками – зубами и помог нам в этом Тотошка. Хорошо, когда есть зубы, они могут жевать любую пищу, они помогают четко и красиво разговаривать. Но бывают люди, у которых зубов нет. Зубы когда-то были, но потом они заболели и выпали. Как же зубы начинают болеть?

— Посмотрите еще раз на свои зубы. Видите, сверху они покрыты белым твердым веществом (оболочкой), которое называется эмалью. Она хоть и твердая, но может треснуть. У меня в руках эмалированная кружка (миска), она когда-то была вся покрыта оболочкой-эмалью, но её, видно, ударили, и у нее отбилась (разрушилась) эмаль, так может произойти и с зубом. Когда эмаль разрушается – идет разрушение всего зуба. На месте трещинок вначале появляются темные пятнышки, а затем маленькие дырочки. Отчего же может треснуть эмаль? Во-первых, бывает так, что человек упал и ударился зубами обо что-то твердое. Во-вторых, эмаль трескается, если сразу после горячего есть мороженое или наоборот, после холодного есть или пить горячее. В-третьих, эмаль могут разрушить микробы. У нас во рту живет много микробов, среди них есть и друзья и враги. Плохие микробы (враги) питаются остатками нашей пищи, которая остается между зубами после еды. Вы догадались, чем больше остатков пищи, тем больше будет микробов. А потом они начинают разрушать («есть») зубы, поэтому пищу надо удалять из зубов, чтобы микробам было нечем питаться. Зубы разрушаются: маленькие дырочки увеличиваются, и образуется большая дыра. Вначале зуб не болит, а потом начинает болеть, да не просто болеть, а болеть очень сильно.



6. Лечение зубов.

— Кто нам поможет вылечить зубы? (Ответы детей). Да, зубной врач или стоматолог. Врачи очень любят детей и хотят, чтобы они никогда не болели. Поэтому, никому не надо бояться врачей. Они очень умные и добрые. Кто-нибудь из вас боится врачей? Поднимите руки. А кто не боится? Молодцы! А кто уже побывал у зубного врача? Встаньте. (Основной упор делается на то, чтобы ребята не боялись). Даже если будет немного больно, все равно надо потерпеть, иначе потом, если не пойти к врачу, станет гораздо хуже.

— Врачи приходят к нам в детский сад, проверяют, не испортился у кого-нибудь зубик? Не стоит ли его полечить, пока он не разболелся. А мы и сами должны беречь зубы, пока они здоровы. Правда, Тотошка? (Да).

— А сейчас мы с Тотошкой проверим, знаете ли вы, что нужно делать, чтобы наши зубы не болели.

Игра на тему: «Зубы». («Валеология или здоровый малыш»,



«Гигиена и здоровье», часть 1).

(Проводится за отдельным столом).

7. Как правильно чистить зубы.

— Очень хорошо мы с вами поиграли, и сейчас Тотошечка садись и послушай, ребята тебе расскажут и покажут, как правильно чистить зубы. (Воспитатель ставит Тотошку на стол). Зубы надо чистить так, чтобы убрать все-все остатки пищи. Как это надо делать — давайте покажем. Теперь вы возьмите щетки и покажите мне и друг другу как правильно двигать щетку, чтобы зубы стали чистыми. (Дети показывают: щетка двигается не только справа — налево, но и вверх – вниз, и слегка поворачивается, как бы вращается, при этом все промежутки между зубами и поверхность зубов вычищаются). Теперь зубы чистые. После такой чистки не страшны никакие микробы.

8. Заключение

— Молодцы, ребята! Вот теперь мы с Тотошкой за вас спокойны. Вы знаете, как правильно ухаживать за зубами, Тотошке очень понравилось, как вы отвечали, что много знаете о том, как ухаживать за зубами. Но ему уже пора в путь-дорогу к другим ребятам в гости. До свидания, Тотошка! Приходи к нам еще.

Обеспечение интеграции:

коммуникация (беседа о причинах повреждения зубов; о том, как правильно чистить

зубы; о лечении зубов и др.), формирование целостной картины мира (человек – часть

природы), социализация (игра в коллективе, работа парами).

Используемая литература:

А.И.Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек».

Г.Юдин «Главное чудо света».