Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с ФНР.

Коррекционная работа направлено на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы, включает закрепление детьми знаний о звуках В-Вь и их дифференциацию.

Ориентировачная продолжительность занятия 25 мин.

Тема: «Дифференциация звуков В – Вь».

Цель: Дифференциация звуков В – Вь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей характеризовать звуки В — Вь по признаку твердости – мягкости;

- Упражнять в определении места звука в слове;

- Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать коммуникативную компетенцию;

- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.

Оборудование:

- Фишки зеленого и синего цвета на каждого ребенка;

- Картинки: Щука, девочка, мальчик с удочками; лепестки ромашек с картинками, в названии которых звуки В-Вь;

- Лотки с песком на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Полосатая злодейкаСъест любого малыша:Пескаря, плотву, уклейку,Не проглотит лишь ерша. (На доске картинка ЩУКА)

Логопед: Правильно, но она приплыла не просто так, она собирается испортить наше занятие. Помешаем ей это сделать?

Ответы детей: Да.

2.  Введение в тему.

На доску выставляются картинки мальчика и девочки.

Логопед: К нам за помощью обратились ребята.

Щука съела первые звуки из их имен. Поможем им вернуть их?

Ответы детей: Да.

Логопед: Мальчика зовут …аня, а девочку – …ика. Как правильно зовут ребят?

Ответы детей: Ваня и Вика.

3.   Формулирование темы.

Логопед: Какие звуки были украдены из имен?

Ответы детей: Звуки В и Вь.

Логопед: Правильно и сегодня на занятии мы повторим эти звуки, научимся их различать и спасем от злой Щуки.

II. Основная часть занятия.

Логопед: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.

1.  Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе.

✓ «Улыбка» — «Трубочка».

✓ Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю.

✓ Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним.

✓ Упереть кончик языка в левую щеку, в правую.

2. Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.          (надуть щеки)

А у Пети и у Гали –

Худенькими щеки стали.                   (втянуть щеки)

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.            (нахмурить брови)

3.  Работа над развитием дыхания и голоса.

Работа над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе – опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).

Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Ветер воет.

Ветер воет?

Ветер воет!

4. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети дают характеристику звукам.

Звук В – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, звонкий.

Логопед: В имени Вика, какой звук?

Ответы детей: Звук Вь.

Логопед: А в имени Ваня?

Ответы детей: Звук В.

5. Связь звуков и буквы.

Логопед: Как называется домик, в котором живут эти звуки.

Ответы детей: Буква В.

На доску выставляется буква В и каждому выдается небольшой лоток с песком.

Логопед: Напишите эту букву в воздухе, а теперь на песке.

Дети пишут букву «В» в лотках с песком.

6. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Щука очень не любит, когда на речке шумят.Она ворчит и пускает пузыри. Какой пузырь лишний? Послушайте…

Логопед: ва – во – ву – ви

Ответы детей: Лишний Ви.

Логопед: Почему лишний именно этот слог?

Ответы детей: Во всех слогах звук В, а в этом Вь.

Логопед: Правильно, слушайте дальше.

Ви – ве – ва – вя

Ответы детей: Лишний Ва, т.к. во все слогах звук Вь.

7. Дидактическая игра «Сигнальщики».

У детей сигнальные фишки зеленого и синего цвета.

Логопед: «Посигнальте» фишкой нужного цвета, когда в словах услышите звуки В и Вь.

Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.

8.  Динамическая пауза. Выполнение движений по тексту.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

9.  Дидактическая игра «Замени звук».

Логопед: замените первый звук в слове на звук В или Вь.

Пой – вой                  Митя — Витя

Мыть – выть           Лесть – Весть

Голос – волос           Пеликан – Великан

10.  Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов ВИКА, СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слов на слоги.

11.  Дидактическая игра «Дни недели» (определение места звука в слове).

Логопед: Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.

Ответы детей: вторник, четверг, воскресенье.

Логопед: где находятся звуки В-Вь в этих словах?

Ответы детей: в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь – в середине слова, в слове воскресенье звук В – в начале слова.

12.  Дидактическая игра «Собери цветок».

Логопед: Ребята, как вы думаете, если мы подарим Щуке цветы, она станет добрее?

Ответы детей: Да.

Логопед: У вас на столах лепестки ромашек на которых нарисованы предметы в названии, которых есть звук В или Вь. Мальчик Ваня подарит цветок с синей серединкой, а девочка Вика с зеленой. Какие лепесточки вы положите к синей серединке, а какие к зеленой и почему?

Ответы детей: К синей серединке положим лепесточки с картинками в названии, которых есть звук В, т.к. он обозначается фишкой синего цвета, а к зеленой – лепестки с предметами, в которых звук Вь, т.к. он обозначается фишкой зеленого цвета.

Дети подходят к столам и собирают ромашки.

Логопед: А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали ромашки.

Логопед: Вы собрали очень красивые и необычные цветы. Подарим их Щуке?

Ответы детей: Да.

Логопед: Она обещает больше не похищать звуки в именах ребят и прощается с вами.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Логопед: Какие звуки мы сегодня спасали от Щуки?

Ответы детей: Звуки В и Вь.

Логопед: Дайте характеристику этим звукам.

Ответы детей: Звук В – согласный, твердый, обозначается фишкой синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета, звонкий.

Логопед: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?  (ответы детей)

2.  Оценка деятельности детей.

Логопед: Как вы сегодня занимались?    (ответы детей)

Кто был самым активным и больше всех отвечал?     (ответы детей)

У кого что получилось?      (ответы детей)

3. Сюрпризный момент.

Логопед: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Щука дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям. Из какой сказки эта картинка?

Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Щуки.

Домашнее задание: Прочитать сказку «По щучьему велению»