Программное содержание:

Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанной с защитой Отечества, — Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа, с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Наглядный материал:

Портреты М.И.Кутузова, Наполеона. Иллюстрации с изображением достопримечательностей города, связанных с этими событиями: Бородинская панорама, памятник Кутузову, Триумфальная арка, Кутузовский проспект, Храм Христа Спасителя.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение произведений о Бородинском сражении.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы поговорим с Вами о сражениях. Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей:

Воспитатель:

Вы правильно все сказали ребята. И сегодня я расскажу вам об одном таком сражении. Очень давно в 1812 году огромное французское войско вторглось на российскую территорию. Сражение разыгралось под Смоленском. Руководил армией французов император Франции Наполеон. Он говорил : « Я буду Господином мира» — заявил Наполеон, — остается одна Россия, но я раздавлю ее.

Воспитатель показывает портрет Наполеона.

Ребята, как вы думаете каким человеком был Наполеон?

Ответы детей:

Воспитатель: Все правильно. Он был злым, беспощадным. В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военноначальник, князь Михаил Илларионович Кутузов. ( показ детям портрета Кутузова). Ему было около 70 лет, когда он возглавил русские войска. Это как вашим дедушкам. Солдаты говорили: « Кутузов приехал бить французов». Войска Наполеона стремительно подходили к Москве. И тогда старый полководец решил дать захватчикам большое сражение. Оно разыгралось 7 сентября 1812 года.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Ну ж был денек!

у села БОРОДИНО.

И вот нашли большое поле;

Есть разгуляться где на воле!

Когда навстречу друг другу устремились русская и французская конницы, дрожала земля. В жарком кавалерийском бою верх одержали русские ( показ картин с Бородинским сражением).

Кровопролитная битва прекратилась поздно вечером. Обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек, русские – свыше 40 тысяч. После сражения Кутузов послал в Петербург донесение, в котором сообщил: Неприятель нигде не выиграл. Ни на шаг земли».

После сражения русские заняли позиции на опушке леса недалеко от Бородино. 1 сентября в подмосковной деревне Фили, в избе крестьянина собрался военный совет, на котором решалась как быть: отступать или продолжать сражение? Было принято решение: Отступать. Солдаты и офицеры чуть не плакали. Но, приказ есть приказ.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Но Кутузов считал, что с потерей Москвы еще не потеряна Россия. В тот же день Наполеон въехал на Поклонную гору. Из истории известен русский обычай: нашествие врага встречать огнем. Из города были выведены все огнетушительные пожарные насосы, приказано было сжечь все склады, магазины с продовольствием, оружием. Когда французы вошли в Москву , они стали разжигать костры на улицах, поджигать все здания. В эти дни дул сильный ветер. Пожар быстро распространялся по всему городу и пылал несколько дней. Наполеон, войдя в Москву, остановился в Кремле. В Кремле стекла нагрелись так, что до них нельзя было дотронуться. Они трескались. Наполеону пришлось бежать из Москвы, так как французам нечего было есть, негде было спать. Кутузов вел преследование врага. Удары обрушились на захватчиков со всех сторон. Французы не смогли противостоять атакам русских войск. ( показ картин).С неприятелем вела борьбу не только армия, но и весь народ. К середине декабря 1812 года враги полностью ушли. Кутузов сообщил императору Александру I : «Война окончена за полным истреблением неприятеля».

Физкультминутка:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам.

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).



II часть занятия:

В Москве много исторических мест, связанных с Отечественной войной 1812 года. Наиболее известное Поклонная гора. Здесь Наполеон ждал на поклон русских, но так и не дождался. На Поклонной горе в настоящее время находится музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. А на территории бывшей деревни Фили расположен «Музей-панорама – Бородинская битва». Он посвящен чудо-богатырям России: воинам, крестьянам-партизанам – всем, кто защитил свою землю, отчизну от армии Наполеона в то время. В музее находятся портреты, хранятся вещи героев 1812 года. Перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник Кутузову. А рядом с Бородинской панорамой можно увидеть Триумфальные ворота. Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – значит победа. У Кутузова были помощники маршалы, генералы. Их именами названы улицы – Барклая, Багратионовская, Ермолова, В. Кожиной. Именами героев также названы станции метро – Багратионовская, Фили, Кутузовская; мост через Москву-реку (Бородинский и Багратион).

В честь победы над армией Наполеона в Москве был построен Храм Христа Спасителя.

Воспитатель:

Вот какое сражение произошло в 1812 году. Ребята, а кто мне может ответить: «Кто такой Наполеон?»

Ответы детей.

Кто руководил русской армией?

Ответы детей.

Где произошло главное сражение?

У какого села?

Ответы детей.

Зачем Наполеон пришел в Россию?

Ответы детей.

Кто победил в этом сражении и почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы много знаете о Бородинском сражении. Об этой войне много было написано книг, песен, стихотворений. Послушайте одно из них:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:



Богатыри – не вы,

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля …



Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Вот так русские люди защищали свое отечество, свою Родину. Их помнит вся Россия, их помнит весь народ. Люди приходят к памятникам, возлагают цветы и венки.

На этом наше занятие закончено.