Конспект занятия для средней группы на тему: « Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа

Комбинированное занятие по ознакомлению детей средней группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями

Это интегрированное занятие знакомит детей с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа. Знакомство с обычаями и традициями татарского народа способствуют формированию у детей духовной культуры, основы жизни наших предков. Здесь же закладывается преемственности связей поколений уважению к предкам. Знакомство с татарским орнаментом раскрывает перед детьми яркую и неповторимую страницу художественного творчества народа. На занятии рассматриваются картины, орнаменты, дети читают стихотворения по теме, инсценируют сценку. Методика направлена на приобщение традициям и обычаям татарского народа и формированию самостоятельно отражать этнокультурные традиции в декоративно-прикладном искусстве.

Программное содержание:

• Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.

• Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края, и приобщению к татарскому народному орнаменту.

Цели:

• Образовательные: Познакомить детей с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

• Развивающие: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

• Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.

Словарная работа: обогащение словаря — разновидности орнамента: цветочно- растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: «Сабантуй», «Нэурурз».

Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, читек, тубэтэй, солге, чигелгэн кулъяулыклар).

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент». Чтение и заучивание стихотворений воспевающих календарные праздники. Разучивание инсценировок, народных игр, плясок, поговорок. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Организация занятия: дети располагаются за столами полукругом.

Практическая работа: Разукрасить узор в полосе трёх видов орнамента: цветочно — растительный, геометрический и зооморфный.

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями свой орнамент и его разукрасить акварельными красками.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с календарными праздниками татарского народа, которые отмечаются в нашей местности, где мы с вами живём. Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (город).

Дети: Республика Татарстан, город Казань.

Воспитатель: Мы с вами проживаем в богатой красивой республике Татарстан. Большая часть населения по национальности татары и русские, которые чтят и помнят свои традиции и древние праздники. Давайте вспомним любимые праздники татарского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду.

Дети: «Сабантуй», «Нэуруз».

Воспитатель: На татарском языке бэйрэм переводится как праздник и весенняя красота. Всё вокруг меняется: облик деревень, городов, атрибуты профессии, природа, а народные праздники продолжают жить и отмечаться. Эти праздники родились очень давно, но традиции и обычаи проведения народных праздников не изменились, продолжают жить, потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа. Давайте вспомним праздник, который проводятся в нашем саду ежегодно в весеннее время года.

Дети: Мы отмечаем в марте месяце праздник «Нэуруз», 21-22 марта, когда в природе наступает весна и день становится длиннее.

Воспитатель: Как мы отмечаем этот праздник в детском саду?

Дети: Мы разучиваем песни, стихи, хороводы, а потом дружной семьёй, все дети нашего сада собираются в музыкальном зале на бэйрэм. Желаем друг другу здоровья, веселимся, играем, поем, читаем стихи и разыгрываем сценки и получаем угощения, которые готовят нам наши повара.

Воспитатель: В народе люди ходили друг к другу в гости, угощались, читали молитвы, «Нэуруз»- это праздник Нового года отмечается по иранскому календарю. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времён на сходах (собраниях) все люди старались вспоминать о своих хороших делах, поступках, загадывали желание на год, а самое главное на селе готовились к весеннее — полевой страде. В домах показывали пышные театрализованные представления, проводились смотрины женихов и невест, на свежем воздухе готовилась каша из проросшего ячменя. Праздник заканчивался костром, на котором сжигалось чучело, отрицательных персонажей, провожали зиму, радовались приходу весну, символу счастья и мира. Сейчас мы с вами посмотрим сценку в исполнении детей нашей группы.

Инсценирование «Тэуфыйклы Песи».

Воспитатель: А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике татарского народа, его отмечают не только в Татарии, но и во многих уголках России. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В какое время года он отмечается и почему его так назвали?

Дети: Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая или в начале лета, когда окончены полевые работы.

Воспитатель: Значения праздника – «Сабан»- есть два значения: это «плуг и весенний сев», «туй»- праздник. Его отмечали и марийцы, чуваши, удмурты, мордва. Праздник отмечался на поле, под чистым небом на «Майдане», отведённое для проведения праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на Сабантуе?

Дети: «Борьба «курэш»- борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь, умеющий хорошо бороться получал живого барана. «Скачки на лошадях» начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те, кто могли хорошо управлять лошадьми.

Воспитатель: Мы тоже отмечаем этот национальный праздник в конце мая. А теперь давайте вспомним, какие еще традиционные соревнования проводились у нас на спортивной площадке, на нашем малом «Сабантуе».

Дети: Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы «кислое молоко».

Чтение детьми стихотворения А. Кулибиной «Сабантуй»

После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На поляне силачи!

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Воспитатель: А вечером на поле — майдане проводились молодёжные игрища: хороводы, игры в догонялки катание на подводах на веселье молодёжи приходили смотреть и старики, перед заходом солнце они читали молитвы. В заключение «Сабантуя» вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак- чак, пахлава, везли с собой вяленых гусей, конину, варили шулпу, токмач). Бедные ели бесплатно — это угощение называлось «Туй». Праздник «Сабантуй» укреплял родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах РТ, а также за пределами Татарстана и России.

Хоровод «Оммегелсем»

Воспитатель: Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент — это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации (ювелирные изделия, орнаментика жилища, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия). Показ праздничной одежды на куклах, на детях, вышивка платочков.

Физ. Минутка:

Раз подняться, подтянутся,

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши – три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками помахать

Шесть на стульчик сесть опять.

Воспитатаель: У татарского народа существует три вида орнамента:

• первый вид — «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы). Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы — калфак, тюбетейка, кэлэпуш, платки).

• второй вид орнамента — «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивах из книги Ф. Валеева «Татарский народный орнамент», а также показ фасадов деревенских домов).

• третий вид орнамента называется — «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.

Воспитатель: А сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно- растительный или зооморфный.

Дети: Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно – растительный, потому что вижу на рисунке цветы. А я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей. А я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломаные линии и верёвочку.

Воспитатель: Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и закрасите орнамент и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте .

Во время работы детей включить фоном прослушивание кассеты с народными татарскими песнями.

Воспитатель: Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Татарский народный орнамент» в нашей группе. А вечером, пожалуйста, расскажите своим родителям, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии.

Список использованных источников:

1. Фуад Валеев «Татарский народный орнамент».

2. Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы».

3. Арнольд А. И. «Праздники новые и старые».

4. Амонов А. М. «Татарская и русская народная культура».

5. Шарафутдинов Д. Р. «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа».

6. Сперанская Л. Л. «Костюм казанских татар».