Конспект занятия для средней группы на тему: « Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа

Комбинированное занятие по ознакомлению детей средней группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями

Это интегрированное занятие знакомит детей с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа. Знакомство с обычаями и традициями татарского народа способствуют формированию у детей духовной культуры, основы жизни наших предков. Здесь же закладывается преемственности связей поколений уважению к предкам. Знакомство с татарским орнаментом раскрывает перед детьми яркую и неповторимую страницу художественного творчества народа. На занятии рассматриваются картины, орнаменты, дети читают стихотворения по теме, инсценируют сценку. Методика направлена на приобщение традициям и обычаям татарского народа и формированию самостоятельно отражать этнокультурные традиции в декоративно-прикладном искусстве.

Программное содержание:

• Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.

• Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края, и приобщению к татарскому народному орнаменту.

Цели:

• Образовательные: Познакомить детей с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

• Развивающие: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

• Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.





Словарная работа: обогащение словаря — разновидности орнамента: цветочно- растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: «Сабантуй», «Нэурурз».

Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, читек, тубэтэй, солге, чигелгэн кулъяулыклар).

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент». Чтение и заучивание стихотворений воспевающих календарные праздники. Разучивание инсценировок, народных игр, плясок, поговорок. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Организация занятия: дети располагаются за столами полукругом.





Практическая работа: Разукрасить узор в полосе трёх видов орнамента: цветочно — растительный, геометрический и зооморфный.

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями свой орнамент и его разукрасить акварельными красками.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с календарными праздниками татарского народа, которые отмечаются в нашей местности, где мы с вами живём. Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (город).

Дети: Республика Татарстан, город Казань.

Воспитатель: Мы с вами проживаем в богатой красивой республике Татарстан. Большая часть населения по национальности татары и русские, которые чтят и помнят свои традиции и древние праздники. Давайте вспомним любимые праздники татарского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду.

Дети: «Сабантуй», «Нэуруз».

Воспитатель: На татарском языке бэйрэм переводится как праздник и весенняя красота. Всё вокруг меняется: облик деревень, городов, атрибуты профессии, природа, а народные праздники продолжают жить и отмечаться. Эти праздники родились очень давно, но традиции и обычаи проведения народных праздников не изменились, продолжают жить, потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа. Давайте вспомним праздник, который проводятся в нашем саду ежегодно в весеннее время года.

Дети: Мы отмечаем в марте месяце праздник «Нэуруз», 21-22 марта, когда в природе наступает весна и день становится длиннее.

Воспитатель: Как мы отмечаем этот праздник в детском саду?

Дети: Мы разучиваем песни, стихи, хороводы, а потом дружной семьёй, все дети нашего сада собираются в музыкальном зале на бэйрэм. Желаем друг другу здоровья, веселимся, играем, поем, читаем стихи и разыгрываем сценки и получаем угощения, которые готовят нам наши повара.

Воспитатель: В народе люди ходили друг к другу в гости, угощались, читали молитвы, «Нэуруз»- это праздник Нового года отмечается по иранскому календарю. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времён на сходах (собраниях) все люди старались вспоминать о своих хороших делах, поступках, загадывали желание на год, а самое главное на селе готовились к весеннее — полевой страде. В домах показывали пышные театрализованные представления, проводились смотрины женихов и невест, на свежем воздухе готовилась каша из проросшего ячменя. Праздник заканчивался костром, на котором сжигалось чучело, отрицательных персонажей, провожали зиму, радовались приходу весну, символу счастья и мира. Сейчас мы с вами посмотрим сценку в исполнении детей нашей группы.

Инсценирование «Тэуфыйклы Песи».

Воспитатель: А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике татарского народа, его отмечают не только в Татарии, но и во многих уголках России. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В какое время года он отмечается и почему его так назвали?

Дети: Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая или в начале лета, когда окончены полевые работы.

Воспитатель: Значения праздника – «Сабан»- есть два значения: это «плуг и весенний сев», «туй»- праздник. Его отмечали и марийцы, чуваши, удмурты, мордва. Праздник отмечался на поле, под чистым небом на «Майдане», отведённое для проведения праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на Сабантуе?

Дети: «Борьба «курэш»- борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь, умеющий хорошо бороться получал живого барана. «Скачки на лошадях» начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те, кто могли хорошо управлять лошадьми.

Воспитатель: Мы тоже отмечаем этот национальный праздник в конце мая. А теперь давайте вспомним, какие еще традиционные соревнования проводились у нас на спортивной площадке, на нашем малом «Сабантуе».

Дети: Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы «кислое молоко».

Чтение детьми стихотворения А. Кулибиной «Сабантуй»

После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На поляне силачи!

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Воспитатель: А вечером на поле — майдане проводились молодёжные игрища: хороводы, игры в догонялки катание на подводах на веселье молодёжи приходили смотреть и старики, перед заходом солнце они читали молитвы. В заключение «Сабантуя» вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак- чак, пахлава, везли с собой вяленых гусей, конину, варили шулпу, токмач). Бедные ели бесплатно — это угощение называлось «Туй». Праздник «Сабантуй» укреплял родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах РТ, а также за пределами Татарстана и России.

Хоровод «Оммегелсем»

Воспитатель: Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент — это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации (ювелирные изделия, орнаментика жилища, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия). Показ праздничной одежды на куклах, на детях, вышивка платочков.

Физ. Минутка:

Раз подняться, подтянутся,

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши – три хлопка





Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками помахать

Шесть на стульчик сесть опять.

Воспитатаель: У татарского народа существует три вида орнамента:

• первый вид — «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы). Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы — калфак, тюбетейка, кэлэпуш, платки).

• второй вид орнамента — «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивах из книги Ф. Валеева «Татарский народный орнамент», а также показ фасадов деревенских домов).

• третий вид орнамента называется — «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.

Воспитатель: А сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно- растительный или зооморфный.

Дети: Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно – растительный, потому что вижу на рисунке цветы. А я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей. А я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломаные линии и верёвочку.

Воспитатель: Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и закрасите орнамент и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте .

Во время работы детей включить фоном прослушивание кассеты с народными татарскими песнями.

Воспитатель: Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Татарский народный орнамент» в нашей группе. А вечером, пожалуйста, расскажите своим родителям, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии.

Список использованных источников:

1. Фуад Валеев «Татарский народный орнамент».

2. Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы».

3. Арнольд А. И. «Праздники новые и старые».

4. Амонов А. М. «Татарская и русская народная культура».

5. Шарафутдинов Д. Р. «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа».

6. Сперанская Л. Л. «Костюм казанских татар».

Конспект для средней группы выкладывание орнамента

Кэлэпуш для средней группы

Конспект для средней группы выкладывание орнамента

Кэлэпуш для средней группы