Конспект занятия в подготовительной логопедической группе с ОНР.

Тема : Звуки [л –ль]

Задачи:

Учить дифференцировать звуки л – ль по твердости-мягкости в словах на слух и в произношении.

Развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику

Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, деления слов на слоги.

Обучать чтению слогов, продолжать учить составлять и записывать схему предложения.

Активизировать словарь детей по лексическим темам «Транспот», Фрукты», «Овощи».

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение выслушивать своих товарищей, не перебивать. Воспитывать внимание и умение радоваться успеху.

Индивидуальная работа .

Оборудование: индивидуальные карточки, тетради, цветные и простые карандаши, прищепки.

Ход: I. Организационный момент. Психогимнастика.

Наступил новый день

Я улыбнулась вам,

А вы улыбнитесь друг другу

Мы спокойны и добры

Мы приветливы, здоровы

Сделайте глубокий вдох через нос

И вдохните в себе свежесть, доброту, красоту.

А вдохните через рот все обиды и огорчения

-А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброе утро, мы будем с улыбкой говорить по очереди друг другу «Доброе утро». (Дети ,обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра). Доброе утро, ребята! Занимайте свои места.

II. Сообщение темы.

- Ребята, посмотрите на картинку. Вы должны собрать разрезанные картинки и сказать, что у вас получилось. (лайнер)

Молодцы.

- Как гудит лайнер? (л-л-л)

- Как гудит маленький самолетик? (ль-ль-ль)

- Сегодня на занятии мы будем различать звуки (л) и (ль).

а) Артикуляционная и фонетическая характеристика.

-Расскажите о звуке –л- .-Что у нас делают язычок и губки, когда произносим звук –л-?

-А теперь дайте характеристику звуков л-ль. (Звук л -согласный, твердый, звонкий. Звук ль- согласный, мягкий, звонкий).

Чем они похожи? Чем отличаются?

б) Дифференциация звуков л-ль на слух.

-Ребята на прошлом занятии вы были конструкторами и инженерами, и делали самолет. А сегодня мы отправимся в полет. В состав экипажа входят: командир, пилоты, стюардессы.

Члены экипажа самолета должны иметь хороший слух.

Если в слове есть звук-л- встают мальчики-пилоты.

Если в слове есть звук ль- девочки стюардессы. (салон, лес, пилот, пальма, луга, льдины, море).

Молодцы!

Экипаж получает задание перевезти овощи и фрукты. В название фруктов и овощей есть звуки л-ль. Вы должны отобрать фрукты и овощи со звуком л для большого самолета, а со звуком ль для маленького самолета.(работа по карточке)

III. Звуковой анализ.

На борт самолетов поступила шифровка. Посмотрите на карточки, назовите картинку, отметьте звук в словах и разделите на слоги.

Найди место звука

в слове.

_______________

______________

Нарисуй схему слова.

Выполним звуковой анализ слов. К доске выходят командиры. 1-й командир разбирает слово улитка, 2-й ландыш (остальные дети разбирают на карточках). Молодцы!

IV. Физминутка.

Экипаж включают автопилоты.

Можно отдохнуть. Игра «Будьте внимательны».

Луна- руки, поднятые над головой, соприкасаясь пальцами друг с другом образуют круг.

Самолет – руки разведены в сторону.

Пропеллер- руки, согнутые в локтях перед грудью, выполняют совместные быстрые круговые движения.

V.Работа с буквой Л.

а) Сделать букву из прищепок;

б)Дописать недостающий элемент буквы(работа на карточке).

в) Чтение слов. Дети из слогов составляют слова. Игра «Перепутались слоги»

ла-пи

са-ли

на-лу

VI. Работа с предложением.

Следующие задание. Нужно составить предложение по картинке и записать схему (работа на карточке)

Белка любит орехи.

I____ _____ _____

VII. Итог занятия.

Полет подошел к концу. Самолет приземлился.

Какие звуки вы научились сегодня различать? (оценка деятельности детей)

Используемая литература:

Соловьева Н.В Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи — М.: ТЦ Сфера.2009-64 (Библиотека журнала «Логопед»);

Цуканова С.П., Бетц Л.Л –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.