Конспект занятия по аппликации для детей с ОНР 5-6 лет

«Осенняя сказка»

Программные задачи

Продолжить освоение способов создания разнообразных аппликаций на основе симметричных форм, из бумаги сложенной «гармошкой». Закрепить умения в создании пропорционального изображения кроны, стволов деревьев. Побуждать детей творчески подходить к выполнению задания, проявлять самостоятельность в выборе соответственно времени года цветовой гаммы. Развивать внимание детей, повышать мыслительную активность, добиваться устойчивой реализации замысла. Воспитывать интерес к жизни леса.

Словарь: разноцветье, мрачно, уплотниться, под тяжестью снега, листопад, обыскала.



Методы и приемы: художественное слово, вопросы, поощрение, беседа, объяснение, показ, закрепление, указание, упражнение для развития мелкой моторики.

Материал: ткань, метки, бумага, мнемотаблица, ножницы, клейстер, салфетки, телеграмма, листочек, бумага с фоном, аудиозапись.

Предшествующая работа: наблюдение за деревьями, листопадом, прогулка в осенний парк, рассматривание листьев, репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», чтение стихов, рассказов, разучивание песни «Золотые листья» Г. Вихиревой, рисование на тему: «Золотая и поздняя осень», выполнение упражнений для развития мелкой и общей моторики «Листочки осенние», «Ветер», дыхательных упражнений «Ветер и листья», «Сдуй листок», «Подуй на пальцы», игра-путешествие «В гости к осени», дидактическая игра «Найди пару», «Что будет, если …», «От какого дерева лист?».

Ход занятия

Воспитатель: Листопад, листопад –

Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею



И любуются собою.

Платьем хвалятся своим

Желтым, красным, золотым.

Солнцу подставляют щечки

Все осенние листочки.

На земле ковром лежат

Нас порадовать хотят.

Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Куда на этот раз вы хотели бы отправиться? (ответы) Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: А чтобы отправиться в осенний лес, вам надо превратиться в листочки! Закроем глаза и скажем: «Вы, ребята, повернитесь и в листочки осенние превратитесь».

Упражнение для развития мелкой моторики

Мы, листочки осенние,

На ветках сидели.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Стоят, руки вверх, покачивают.

Бегают, кружатся.



Присели.

Встают, бегают.

Кружатся.

Приседают.

А теперь вы, листочки, покружитесь и в ребят превратитесь.

Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, расправьте плечи. Вы опять стали детьми. И вот мы в лесу. Вы чувствуете, как мрачно в лесу, как свеж и чист воздух? (ответы) Воспитатель с детьми находит телеграмму.

Воспитатель: (читает телеграмму) Со мною что-то происходит. Жду помощи от вас. Срочно приходите, помогите. Осень.

Воспитатель: Ничего не понимаю. А вот осенний листочек, но почему он один? Может он нам поможет? (воспитатель берет в руки листок) Ты, листочек, оживи, да всю правду расскажи!

Голос: Злая волшебница заколдовала осенний лес, все деревья и разноцветные листья унесла в свое царство. Только вы можете помочь. Этот клубочек поможет вам найти дорогу.

Воспитатель: Ну, тогда в дорогу. (клубочек приводит в «мастерилку» в которой находится все необходимое для аппликации)

Воспитатель: Какие деревья осенью, как они выглядят? А сможем мы сделать осенний лес? (ответы)

Воспитатель: Чем будут служить прямоугольники из оранжевой, бордовой, желтой бумаги (показ). Да, правильно, это будет крона. Складываем прямоугольник вначале пополам (показ), затем края поднимаем к сгибу, вот так (показ). Склеиваем внутреннюю сторону «гармошки» и крепко прижимаем, получаем книжку с цветными страницами (показ) и белой обложной. Рисуем крону дерева на белой обложке (показ) и вырезаем точно по контуру (показ). Разворачиваем «крону» и приклеиваем ее к стволу (показ). А внизу наклеим много листьев, украсим землю ковром, защитим деревья от морозов. Земля с опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью сильно не уплотнится, сохранит воздух. Опавшие листья на земле это не мусор. Очень они нужны почве и растениям, которые на ней растут, а также нужен и дождик.

Упражнение для развития мелкой моторики

Дождик песенку поет:

-Кап, кап, кап!…

Только кто ее поймет?

-Кап, кап, кап!…

Не поймут не я, ни ты,

-Кап, кап, кап!…

Да зато поймут цветы

-Кап, кап, кап!…

И осенняя листва

-Кап, кап, кап!…

Пожелтевшая трава.

-Кап, кап, кап!…

Постукивание пальчиками.

Сгибают, разгибают большой пальчик обеих рук.

Сгибают, разгибают указательный пальчик обеих рук.

Сгибают, разгибают средний пальчик обеих рук.

Сгибают, разгибают безымянный пальчик обеих рук.

Сгибают, разгибают мизинец обеих рук.

Воспитатель: Справиться с заданием нам поможет таблица (показ, см. приложение 3). Расскажите, глядя на эту таблицу, что вы будете делать вначале? (ответы с описанием этапов работы)

Воспитатель: От вашего старания, зависит красота леса.

Самостоятельная работа. В процессе работы дети используют мнемотаблицу с последовательным изображением этапов работы, воспитатель помогает затрудняющимся детям.

В конце занятия появляется Осень. Она проводит анализ работ.

Осень: Спасибо вам, ребята, что вы не испугались, спасли лес от злой колдуньи. Какой осенний лес вы сделали все вместе! Правильно, красиво постарались вырезать крону, подобрали цвета, в которые окрашивает осень деревья. Ваш лес радует разноцветьем листьев, листопадом. Так и хочется покружиться, подышать свежим осенним воздухом. А поиграть хотите со мной? Осень раздает листья, дети идут по кругу, прячут листья за спиной, осень ищет.

«Осень по лесу ходила,

Листья свои сбросила.

Обошла весь сад, обыскала

Листья не нашла, плакать стала…

Золотые листья нашли мы,

И тебе их все принесли мы

У кого они, угадай-ка

И с ребятами поиграй-ка!»

Воспитатель: Спасибо, тебе осень за интересную игру. А вам ребята понравилась игра? (ответ)

Осень: Я вам благодарна за ваше творчество, умение прийти на помощь. За это угощаю вас фруктами.