Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида

Пушкинского района СПб

Конспект занятия по логоритмике

для детей с ОВЗ средней группы

«Весеннее путешествие с паровозиком»

по лексической теме: «Весна»

Составили: учитель – логопед Слязина О.А.

музыкальный руководитель Королева Н.А.

Санкт – Петербург

2013 г.

Цель занятия: обобщение знаний детей о признаках весны.

Задачи

Обучающие:

- Активизировать словарный запас детей по теме;

- формировать чувство ритма в упражнениях под музыку;

- закреплять умение показывать эмоции «веселый – грустный»;

- развивать единство и адекватность речи, мимики, жестов в игре;

- формировать навыки пения.

Воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционные:

- формировать правильное речевое дыхание;

- формировать навык мягкого голосоведения, обучать детей изменять высоту, силу голоса;

- активизировать движения речевого аппарата с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, мимических движений;

- развивать и совершенствовать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику;

- развивать слуховое восприятие.

Оборудование: плоскостные изображения облаков, мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint, деревянные ложки, игрушка зайка, музыкальная лесенка, мячи, искусственные подснежники.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, разучивание пальчиковых игр, песни.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающее обучение.

Литература

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.:КАРО, 2007. – 88 с.

План занятия:

Организационный момент. Психогимнастика «Лучик».

Упражнения на слуховое внимание, чувство ритма; координация речи с движением «Паровоз».

Работа над голосом (музыкальная лесенка).

Песня «Мы на луг ходили, солнышко будили».

Беседа по картинкам. Повторение весенних примет.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Упражнение на дыхание «Понюхай цветок».

Артикуляционная гимнастика.

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки».

Мимическое упражнение «Облака», гимнастика для глаз.

Игра с мячами.

Релаксация.

Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент. Психогимнастика «Лучик».

К солнышку потянулись… (тянем руки вверх)

Лучик взяли, (сжали руки в кулачки)

К сердцу прижали, (прижали кулачки к груди)

Людям отдали (протянуть руки вперед)

И улыбнулись! (улыбнуться)

Слуховое внимание, чувство ритма, координация речи с движением.

Включается аудиозапись «звук поезда»

Логопед: «Ребята, что это? Слышите?»

Дети: поезд едет.

Слайд: картинка паровозик.

Логопед: это гудел, паровозик!

Он зовет нас с собой в путешествие по лесу. Вы готовы отправиться в путешествие?

Паровоз кричит: «Ту-ту! (стучать кулачком о кулачек)

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

а вагоны говорят: (похлопывание ладонью по коленям)

«Так-так-так!Так-так-так! (стучать кулачком о кулачек)

Так-так-так!Так-так-так!

Логопед: С песней любая дорога веселей.

Включается отрывок песни паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Детям раздаются деревянные ложки и они отстукивают ритм песни.

Логопед: Послушайте, как колеса стучат. (Далее дети воспроизводят предложенный ритм (—.; ..-; —) под речевое сопровождение «тук-тук, так-так».)

Логопед: Посмотрите, куда нас привез паровозик? Слайд «Лес».

Работа над голосом (высота, сила, мягкая атака голоса).

Логопед: к нам на полянку зайка прибежал.

(Показывает лесенку и игрушку, зайчик скачет по лесенке вверх, вниз.)

Дети поют: Зайка скачет в горочку,

Вверх, вверх, вверх. (высокий голос)

А потом под горочку

Вниз, вниз ,вниз. (низкий голос)

Логопед: Как звонко птицы поют! Споем и мы песенку весне.

Песня «Мы на луг ходили, солнышко будили»

Закрепление весенних примет.

Логопед: Ребята, расскажите паровозику, какие приметы у весны.

Показ слайдов с весенними приметами, дети их называют.

Какие еще первоцветы знаете?

Дети отвечают.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Логопед: как радуемся мы первым, нежным подснежникам. Превратим наши ручки в цветы.

Вырос высокий цветок (соединить ладошки перед собой

На поляне вверх, локти соединить)

Утром весенним (медленно раскрыть ладошки,

Раскрыл лепестки. пальцы широко расставить)

Всем лепесткам (покачать получившимся «цветочком»)

Красоту и питанье,

Дружно дают (опустить руки вниз, легко потрясти

Под землей корешки! кистями рук)

Упражнение на дыхание «Понюхай цветок»

Логопед: а что там паровозик наш делает? Поглядим?

Показ отрывка из мультфильма «паровозик нюхает ландыши»

Логопед: ребята посмотрите, паровозик и нам подснежники принес! Мы тоже хотим понюхать подснежники. Вот так.

Показ, с речевой инструкцией: «Носиком вдохнем, ротиком выдохнем «Ах!». Детям раздаются искусственные подснежники.

Артикуляционная гимнастика

Логопед: посмотрим, как лесные звери весну встречают?

Показ слайдов в соответствии с упр., которые выполняют дети.

«Медведь проснулся, зевает» — упр. «открываем – закрываем рот»;

«колючий еж вышел из своей норы» — упр. «маятник»;

«заяц и белка снимают свои зимние шубки и прыгают на полянке» —

упр. «качели»;

Голодно зверям, еды еще мало

«Накормим зверей блинами» — упр. «блинчик»

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Логопед: отгадайте загадку: Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Что такое «капель»?

Слайд «сосульки»

Логопед: Сосульки зовут нас поиграть.

Шаловливые сосульки (повороты головы влево – вправо)

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки (наклонить голову вниз – поднять)

Посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться? (поднимаем – опускаем плечи)

Стали каплями кидаться. (встряхиваем кистями рук)

Целый день идет трезвон: (по — очереди соединяем пальцы правой

руки с большим)

Дили-дили, дили-дон! (соединяем пальцы левой руки с большим)

Мимическое упражнение «облака», гимнастика для глаз.

Логопед: ребята, паровозик нас зовет на что-то посмотреть?

Показ отрывка из мультфильма про облака.

Логопед: Смотрите за облаком внимательно глазками, головой не крутить.

По небу плыли облака, (внимательно смотрим на облако, которое

Мы на них смотрели. логопед поднимает вверх-вниз, влево-вправо)

Вот облачко веселое (показ картинки и дети улыбаются)

Посмеялись вместе с ним.

А вот другое облачко — (показ картинки)

Расстроилось всерьез: (дети опускают уголки рта, морщат лоб)

Его ветерок

от мамы далеко унес.

Вдруг облако сердитое (дети изображают эмоцию злости)

Ветер нам принес.

А потом выглянуло солнышко

Согрело нас лучом. (улыбаются, расслабляют лицо)

Игра с мячами.

Логопед: В солнечную погоду хорошо играть с мячом.

Раздаются массажные мячи разного размера (по возможностям детей). Дети перекладывают мячи из одной руки в другую под счет, потом катают мяч между ладонями.

Далее раздаются средние мягкие мячи, и отрабатывается бросок мяча в корзину от груди и бросок снизу. Логопед держит корзину и ловит мячи.

Релаксация.

Логопед: после игры полежим на весенней проталинке, отдохнем.

(Дети ложатся на пол)

Представьте, солнечные лучи согрели вас. Вам тепло. Хорошо.

(звучит колыбельная)

Логопед и воспитатель обходят детей. Легко потряхивают им руки (не поднимая высоко), ноги (согнутые в коленях, и покачивая за колени). Помогают детям снять напряжение в конечностях.

(музыка «воробушки клюют»)

Логопед: Птички станут щебетать,

Звонко, звонко распевать.

Дружно, ребятки, будут вставать.

Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось весеннее путешествие с паровозиком? Пора возвращаться в детский сад.

Включается аудиозапись «звук поезда».