Конспект занятия по математике «Таблица»

(старшая группа)

(технология проблемного обучения)

Программные задачи:

-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;

-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.

- Формирование аналитико –синтетического мышления.





-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.

Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.

Д/и «Шеснадцатилеточник»

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?

-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.

Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.

- Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.

Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.

2. Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.

- Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.

- Сколько этажей в этом доме?

- Проведите пальчиком по нижнему этажу?

-Проведите пальчиком по среднему этажу.

-Проведите пальчиком по верхнему этажу.

-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.

-Покажите второй подъезд.

-Покажите третий подъезд.

Геометрические фигуры -это жители. Каждый квадратик – квартира. Каждый житель получает отдельную квартиру. Нужно заселить каждую фигуру в отдельную квартиру. (Дети располагают фигуры на расчерченные квадратики таблицы.)

-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу…)?

-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.

-Смогли ли они их найти?

- Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.

- Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?

Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.

Воспитатель подтверждает их опасения:

- Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.

- Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.

- А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.

-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.

Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.

Чем ваши фигуры отличаются?

(по цвету и по форме)

-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.

-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные

-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.

-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).

- Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.

-А теперь можно раскрыть чердак.

- Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).

- Что нарисовано на чердаке?

- О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?

-Они говорят ,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.

- Давайте расставим фигуры по подъездам.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)

-Какие фигуры живут на нижнем этаже?

-Какие фигуры живут на верхнем этаже?

-Какие фигуры живут в первом подъезде? ( круги)

-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)

-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?

-Да!

- Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?

Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).

3. Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т.д.)

Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.

Слушайте задание.

-Первым пришел с работы красный круг.

-Потом пришел из магазина синий треугольник.

-Потом пришел из детского сада красный треугольник.

- Потом пришел из школы грустный желтый круг.

- Потом с рынка пришел синий квадрат.

— Потом с почты пришел синий круг.

- Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?

-Есть значки по цвету и по форме.

4. С стране геометрии – дом –это таблица.

У нас этажи, а у них строки.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)

-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)

-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)

-У нас подъезды, а у них столбики.

-Какие фигуры живут в первом столбике ( круги)

-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)

5.Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.

- Где живет мой внук- синий круг?

Дети: (верхняя строка, первый столбик).

-Какая строка ? (верхняя) Какой столбец? (первый)

-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка…)

Дети: (нижняя строка, третий столбик).

-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).

В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.

Дети: Нижняя строка, второй столбец.

В: Нужно найти преступника – синий треугольник .

Дети: Верхняя строка, третья строка.

6. Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.

Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.