Конспект занятия « По Неве на корабле»

С детьми подготовительной группы.

Цель: Воспитание любви и интереса к родному городу, гордость: я – петербуржец;

Развитие познавательного интереса к городу.

Задачи:

1.Закрепить знания о Санкт – Петербурге.

2.Развивать познавательный интерес и связную речь.

3.Совершенствовать навыки пересказа.

Методические приёмы:

дидактические игры, мнемотаблицы, использование наглядности, художественное слово, музыкальное сопровождение, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент.

Оборудование:

контурная карта дельты Невы, изображения достопримечательностей, кораблик на магните, макет камина, плавающая свеча, звонок, сундучок, костюмы царя и царицы.

Предварительная работа:

Ознакомление с достопримечательностями Петербурга, чтение литературы, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки, разгадывание ребусов, изготовление контурной карты.

Содержание организованной деятельности.

Воспитатель___________

Звучит песня «Питер».

Дети входят в группу.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости! Поздоровайтесь, пожалуйста.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Скажите, на чём можно путешествовать по нашему городу?

Вспомните, где расположен наш город?

Правильно! А ещё на чём можно добраться из одной части города в другую, или из центра в пригород?

Есть у нас в Петербурге такой вид транспорта, как речной трамвай. Это быстроходные «Ракеты» и «Метеоры». Они домчат вас по Неве и её притокам практически в любые пункты нашего города. Вот и сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Неве на корабле. Надевайте береты и галстучки.

Звучит музыка И.-С.Бах «Морской прибой».

Проходите и располагайтесь поудобнее.

Пальчиковая гимнастика:

Люблю по городу гулять,Люблю смотреть, люблю считать.Невский – раз, Зимний – два,Три – красавица Нева,А четыре – мост Дворцовый.Пять – гуляю по Садовой.Шесть к Иссакию схожуИ на купол погляжу.Семь – конечно, Летний сад.Как красив его наряд!Восемь – крепость у Невы,Были там, наверно, вы.Девять – повстречался мнеМедный всадник на коне.Десять – из – за поворотаВижу Нарвские ворота.

Н. Нищева

Дети, кто такой экскурсовод?

Верно! На нашей экскурсии роль экскурсовода будете выполнять вы, а гости будут экскурсантами. Скажите, какой сигнал отдаёт корабль, когда отправляется от пристани?

Верно, такой колокол на судне называется рында. У нас роль рынды будет выполнять звоночек. А кораблик будет двигаться по карте. Сначала мы познакомим гостей с главное рекой нашего города. Кто будет первым экскурсоводом? (Выбрать).

Итак, мы отправляемся! Кто из вас хочет быть экскурсоводом?(Выбрать). Ударим по нашей рынде! Наш кораблик подплыл к Заячьему острову.

Что расположено на Заячьем острове?

Прикрепи её на карту. Для того чтобы экскурсовод ничего не забыл я повешу мнемотаблицу. Пожалуйста, (имя) , расскажи нам об этом острове.

Замечательно, ты справился (лась) с этим заданием, нам было очень интересно слушать. Дети, кто из вас знает стихи о Петропавловской крепости?

Петропавловскую крепость омывают воды ласковой Невы, и, перекатывают камешки на пляже. Я буду бросать вам камешки –звуки, а вы составьте слово: БАСТИОН, КУРТИНА, БОТИК, ЧАЙКА,СОБОР,МУЗЕЙ,

КОЛОКОЛЬНЯ.

Отлично!

После Заячьего острова мы плывём на своём корабле дальше. Кто будет следующим экскурсоводом?( Выбрать из детей).Бей в рынду, передвигай кораблик.

Перед нами Васильевский остров. Самый большой остров в городе. Мы видим его восточную оконечность которая называется Стрелка. Я повешу мнемотаблицу, а ты прикрепи здания которые здесь находятся.

Что ты можешь рассказать нам о них?

Молодец! Кто из вас прочтёт стихи?

Наш кораблик плывёт дальше вдоль берега В.О.Кто следующий экскурсовод? (Выбрать).Давай сигнал отправления! Что у нас дальше по курсу? Правильно! Меньшиковский дворец, Академия Художеств и сфинксы. Прикрепляй на карту. Что ты знаешь о них?

Молодец! Я горжусь тобой!

Выходим на ковёр.

Физминутка:

Очень просто сесть в трамвай и сказать: вези, давай!

Очень просто, сесть в такси и сказать: давай, вези!

Ну, а если вам не к спеху, если город вам знаком

Интереснее- не ехать, интереснее- пешком!

Ну а мы сегодня с вами по весенней синеве

Вместе с нашими друзьями поплывём на корабле!

Игра с мячом: «Лишнее слово».

Мойка, Фонтанка, Нева, Волга.

Парк, сквер, аллея, памятник.

Река, улица, канал, море.

Окно, лестница, подвал, скамья.

Троллейбус, автобус, метро, такси.

День, вечер, весна, утро.

Школа, институт, университет, театр.

Дети садитесь на места.

Теперь наш кораблик разворачивается и плывёт в обратном направлении вдоль противоположного берега Невы. Выбираем следующего экскурсовода.(Выбрали)

На нашем пути Адмиралтейство. Я повешу иллюстрацию, а ты прикрепи изображение на карту. Слушаем твой рассказ.

Молодец, твой рассказ был очень интересен. Кто прочтет стихи про Адмиралтейство?

Скажите, пожалуйста, сколько слогов в слове Адмиралтейство? Корабль? Шпиль? Фонтанка? Волна? Улица? Здание?

Плывём дальше. Наш следующий экскурсовод (выбрать). Кораблик подплывает к Зимнему дворцу. Слушаем твой рассказ.

Дети, кто прочтет стихи?

На Дворцовой площади мне встретился незнакомец и попросил помочь построить здания(Разрезные картинки в конвертах) Поможем ему?

Какие здания получились?

А архитекторов этих зданий нам помогут разгадать ребусы.

Выбираем следующего экскурсовода.

Давай сигнал отправления!

Кораблик плывёт по Неве мимо Зимней канавки и последняя остановка- Летний сад.

Найди его местоположения на карте, а я повешу мнемотаблицу.

Нам очень понравилось, как ты рассказал(ла) про Летний сад. Кто прочтёт стихи о Летнем саде?

Звучит «Гимн Санкт-Петербурга».

Вот и закончилось наше путешествие! Мы проплыли на кораблике по Неве, побывали в центре города, увидели самые первые постройки. Немного озябли на морском ветерке. Давайте погреемся около старого Петербургского камина. Вставайте в полукруг рядом с ним. Ой, а камин то наш – холодный! Огонь потух, что же нам делать?

Раздаётся стук в дверь. Входят царь Петр 1 и царица .В руках у царя-свеча, у царицы- сундучок.

Пётр1: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я услышал интересный рассказ о моём городе! Мне очень понравилось, как говорили дети! Каким красивым стал мой город! Великий! Чудесный! Блистательный!

Вижу, у вас огонь потух в камине? Вот решил подарить вам огонёк на память. Пусть он греет вас в хмурый вечер».(Передаёт воспитателю плавающую свечу, зажигают камин)

Царица: «Санкт – Петербург всегда считался культурной столицей России. Я всегда думала: какими же должны быть жители этого города? Прежде всего они знают свой город! Любят его! Это вы! А ещё важно с малых лет чувствовать себя настоящими Петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными! Я поняла: вы — такие! Поэтому я хочу подарить вам на память сувениры».(Достаёт из сундучка, раздаёт)

Царь: «У меня для вас есть домашнее задание. Я знаю, вы были на экскурсии в Петропавловской крепости, нарисуйте, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось».

Царь и царица прощаются, уходят.

Воспитатель: Посмотрите, каким нежным огоньком горит свеча! Передавайте свечу друг другу бережно, осторожно, с любовью и ответьте на вопрос: Наш город какой?

А теперь передадим свечу гостям. Что вы хотите пожелать нашему городу?

Наша экскурсия подошла к концу.

Итак, мы сегодня совершили прогулку по нашему городу. Проплыли на кораблике по Неве, побывали в центре города, увидели самые первые постройки. Вы были чудесными экскурсоводами. Спасибо!

Дети_________

Дети здороваются.

Ответы детей: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси, самолет.

Дети: на реке Неве, на островах

Ответы детей.

Дети надевают береты и галстуки, проходят на места.

Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.

На каждое название загибают по одному пальцу.

Ответы детей.

Ответы: гудок, удар в колокол.

Рассказ ребенка о Неве(с опором на мнемотаблицу).

Ударяет по рынде, передвигает кораблик.

Ребенок: Петропавловская крепость.

Рассказ ребёнка с опорой на мнемотаблицу.

Дети читают стихи.

Дети складывают звуки в слова.

Ребёнок выполняет действия.

Ребенок прикрепляет.

Рассказ ребёнка.

Дети читают.

Бьёт в рынду, передвигает кораблик, прикрепляет силуэты зданий на карту.

Рассказ ребенка.

Дети имитируют движение трамвая, вытягивая руки вверх.

Такси — крутят руль.

Шагают размахивая руками.

Имитируют движение плавца.

Дети находят «лишние» слова.

Бьёт в рынду, передвигает кораблик.

Рассказ ребенка.

Дети читают стихи.

Дети считают и отвечают.

Бьёт в рынду, передвигает кораблик, прикрепляет изображение Зимнего дворца.

Рассказ ребенка.

Дети читают.

Дети складывают изображения зданий из частей.

Ответы детей.

Дети разгадывают ребусы.

Ребенок бьёт в рынду, передвигает кораблик.

Прикрепляет изображение на карту.

Дети читают.

Ответы детей (подбор прилагательных).

Пожелания гостей нашему городу.