Конспект занятия «Путешествие в сказку

«Как сорока клеста судила».

Тема: Зимующие птицы.

Цели: Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие общих речевых навыков. Совершенствование навыков чтения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления и памяти. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

Оборудование: Иллюстрации к сказке, картинки с изображениями зимующих птиц, карточки со слогами, карточки для звукового анализа для каждого ребёнка, карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, магнитофон, запись спокойной музыки.

Ход занятия:

Организация начала занятия.

Сегодня я приглашаю вас в сказку. Чтобы туда попасть, выполните несколько моих заданий. Почините слова, которые «сломались».



ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ.

СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ.

Теперь прочитайте эти слова.

Кто это такие? Почему мы их называем зимующими? Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?

Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим?»

Воробья – крошками.

Синицу – салом.

Снегиря – рябиной.

-1-

Голубя – семечками.

Свиристеля – пшеном.

Молодцы! А теперь давайте сделаем звуковой анализ словам «синица». Выложите из карточек это слово.

Сколько в нём гласных звуков? А сколько слогов? Мы знаем правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Рассказывание сказки «Как сорока клеста судила».

На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы берёзы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы ёлки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжёлой еловой лапы выглянул клёст.

- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клёст, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено выводить весной. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся нам ветку рябины.

- Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

- И холодов не боишься?

- нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирём приземлился свиристель.

- А вдруг даже в таком тёплом гнезде яйца замёрзнут? – поинтересовался он.

-2-

- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

- А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке берёзы и слушала разговор.

- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки ёлки и берёзы, — сказал клёст.

- Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тётушка-сова и сказала:

- Я хоть и плохо вижу днём, зато всё хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько ёлок вырастет из семян, что они уронили?

- Не права ты, сорока, — сказал снегирь.

- Трещишь без толку, — поддержала его синица.

- Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.

Физкультминутка «Снегири».

Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головкой вертят

Улететь хотят.

-3-

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Беседа по сказке.

Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

За что сорока собралась судить клеста?

Поддержали лесные птицы сороку?

А с какими птицами мы встретились в сказке?

Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой, клестом, синицей, свиристелем, дятлом, совой?

Разыгрывается сценка из сказки.

Упражнение «Будь внимательным».

А теперь давайте разомнём наши пальчики.

«Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,



Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

От того и потолстел.

У вас на листиках изображены синица и дятел. Вы должны выбрать одну птицу, обвести её по контуру, а потом заштриховать сверху вниз. Синицу обводить синим карандашом, а дятла – красным.

Проговаривание чистоговорки.

Встаньте, опустите руки, распрямите спину. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, выдох. А теперь под музыку по моей команде.

-4-

А теперь мы должны сказать чистоговорку на одном выдохе.

Сорока-белобока тараторила без проку.

Дети проговаривают вместе, а потом по одному.



Организация окончания занятия.

Вот и приблизилось к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

О каких птицах эта сказка?

Чем мы занимались на занятии?

Постарайтесь рассказать эту сказку маме и папе и нарисовать картинку.

-5-

1. Слова поломались. 7. Инсценировка сказки.

2. Игра с мячом «Кого чем угостим?» 8. Штриховка.

3. Синица – звуковой анализ. 9. Чистоговорка с музыкой.

4. Рассказывание сказки. Сорока-белобока тараторила без

5. Физкультминутка «Снегири». проку.

6. Беседа по сказке. 10. Итог.