Занятие в «Музыкальной гостиной»

«Серая шейка» (музыкальная сказка)

Воспитатель Воробьева А.В.

Цели: познакомить детей и их родителей с творчеством писателя Д.Мамина – Сибиряка, учить детей слушать музыку и определять, какому сказочному герою она подходит; развивать связную речь, музыкальный слух;

совершенствовать певческие навыки; воспитывать умение слушать, интерес к книгам.

Предварительная работа: чтение сказок Д. Мамина – Сибиряка, просмотр мультфильма «Серая шейка», разучивание песен героев сказки.

Воспитатель: Жил – был писатель. Жил он давно, сто лет назад. И фамилия у него была необыкновенная – Мамин-Сибиряк, звали его Дмитрий. Он писал книги для взрослых и был очень известным человеком.

Однажды в его жизни произошло радостное событие. У него родилась дочка Алёнушка. А мама у Алёнушки скоро умерла. Девочка росла слабенькой, часто болела, плакала. И настроение у неё было как эта музыка.





П.И.Чайковский «Болезнь куклы»

Дмитрий Наркисович очень любил свою девочку и чтобы её порадовать сочинял для неё сказки. И сочинил он их так много, что получилась целая книга, и писатель так её и назвал «Алёнушкины сказки».

Из дому выйти на улицу нельзя, целый день лежит девочка в кроватке, пьёт горькое лекарство. Скучно Алёнушке. Прикрыла Алёнушка глазки и почувствовала папину руку на лбу, и услышала знакомый голос:

«Баю-баю, один глазок у Алёнушки спит, другой –смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает». Так слушала Алёнушка папины сказки.

И каждый раз к её кроватке приходили разные герои из сказок .

Вот послушайте, как приходил к ней Храбрый заяц.

Звучит музыка И. Сусидко «Зайцы – хвастунишки» с. 79 Приходил в гости и Мишенька – Медведко

Слушается музыка Г. Левкодимова «Кто как идёт. Медведь» с. 44 «Окружающий мир и музыка» И. Головачева.

Прибегали к ней и Петя – забияка, и Воробей и даже маленькая Козявочка.

Звучит музыка Ф. Шуберта «Маленький гном. Благородный вальс»

С. 59 . «Музыкально – игровой материал. Осень» Н. Алпарова

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Но была у девочки самая любимая сказка о маленькой уточке, которая называлась «Серая Шейка».

Хотите послушать эту сказку, а музыка поможет нам её рассказать.

Наступила осень. Осенью все уточки с тали готовиться к отлёту в тёплые края. Они плавали по реке и напевали свою любимую песенку. Вот какую. Дети поют.

Муз. В. Николаева, сл. Н. Алпаровой «Песня уточек» с. 99 «Муз. – игр. Материал. Осень. 1-я ч.» Н. Алпарова

1.Кря-кря-кря,

Кря-кря-кря,

Воду любим мы не зря,

Потому что без воды

Ни туды и не сюды.

Припев: Воду пьём, на ней же спим,

И жучка поймать спешим,

То нырнём вниз головой,

То взлетаем вверх гурьбой./ 2 раза

2.Эй, подруга, не зевай,

Да смотри не отставай,

Прячется в кустах лиса,

Вечно голодна она.

Воспитатель: Лишь бедная Серая Шейка не могла лететь со своей стаей, у неё было сломано крылышко. Лиса его перекусила, когда уточка была ещё совсем маленькая. Серой шейке предстояло остаться на реке одной зимовать.

«Жалоба уточки» с. 101 см. там же

Ой, порвали пёрышки,

Ой, сломали крылышки.

ПРИПЕВ: Больно мне, больно мне,

Больно бедной утушке.





Страшно мне, страшно мне, страшно сиротинушке.

2. И летать я не могу,

И бежать я не могу.

3. Позади меня вода,

Впереди меня вода.

Воспитатель: Все утки улетели. Стужа сковала льдом реку. Уточка плавала лишь по небольшой полынье. Хитрая лиса горит желанием обмануть Серую шейку. Лиса умоляет уточку подплыть к ней, хитруша бегает вокруг полыньи, протягивает к уточке свои цепкие лапки.

«Хитрая песенка» с. 102 см. там же

1.Милая, Серая Шейка,

Быстрые ловкие лапки,

Припев: Подплыви ближе ко мне,

Наклонись ниже ко мне.

Что- то сказать я хочу,

Что- то спросить я хочу.

2. Как я тоскую страдаю,

Как без тебя пропадаю.

Поводится подвижная игра «Лиса и утки» под музыку.

«1-2-3, лиса, уточку лови»

Воспитатель: Наша уточка была умная. Она не верила ни одному слову хитрой лисы и отвечала бойкой песенкой:

«Разоблачительная песня» с. 104





Рыжая хитрая злюка,

Нет, ты меня не обманешь!

Нет, я не стану слушать тебя,

Нет, я не стану верить тебе.

Знаю, меня ты хочешь поймать,

Лапки и крылышки мне поломать.

Воспитатель: У уточки был друг – зайка. Он приносил ей из леса ягодки калины, разговаривал с ней, но помочь бороться с лисой он не мог. Заяц очень боялся лисы.

Логоритмика «Ходит хитрая лиса»

Ходит хитрая лиса, дети шагают на месте

Щурит рыжая глаза, показывают глазки

Всюду хитрая лисица повороты головы вправо, влево

Ищет, чем бы поживиться.

В сад забралась на минутку, шаги с высоким подниманием бедра

Унесла из сада утку, руками показывают клювики

Из соседнего села показывают крылышки

Два гусёнка унесла.

Мы, лиса, тебя накажем, грозят пальчиком

На ночь сказку не расскажем,

Утром в гости не придём

И к себе не пустим в дом. скрещивают руки

Воспитатель: Но сказка закончилась хорошо. Старый охотник решил поохотится. Напал на след зайцев. Но зайцы разбежались все в разные стороны. Старик вышел на берег реки и увидел, как по льду к полынье ползёт лиса. Неужели, подумал старик, плутовке захотелось попить. Уточку охотник не видел. Он прицелился, выстрелил… и когда дым рассеялся, то вместо лисы в полынье плавала уточка. Старик подумал: «Вот лиса — хитрый зверь, взяла и в утку превратилась». Старик забрал Серую Шейку к себе домой, решил: «Пусть внучата порадуются, а весной уточка нанесёт яичек и высидит утяток» Так Серая Шейка стала жить у охотника.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам музыкальную викторину: «Герои сказок Д. Мамина – Сибиряка» (дети слушают мелодию голосуют карточками с изображением героев сказок Д. Мамина- Сибиряка)

Домашнее задание: Предлагаю родителям взять в садовской библиотеке книги Д. Мамина-Сибиряка и прочитать их дома детям, а ребятам – нарисовать героев сказки «Серая шейка».