Тема: “Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа

(национальная группа. Воспитатель – Рахимова Л.Ф.)

Цели:

Образовательные задачи: Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

Развивающие задачи: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с традицией и приобщению к татарскому народному орнаменту.

Словарная работа: обогащение словаря – шәл, калфак, түбәтәй, чүәк, камзол, “Аулак өй”.

Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (калфак, камзол, чүәк, түбәтй, шәл, чигелгән кулъяулыклар), рисунки на слайде.

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование: Видеопроектор, экран, МР-3 проигрыватель, диски с записями, клей, кисточки, цветные орнаменты, салфетки (сухие и влажные).

Предварительная работа: Чтение литературных произведений Г.Тукая “Су анасы”, “Шурале”, “Козел и Баран”. Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски “Эпипэ”. Разучивание песни “Туган тел”. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Организация занятия: дети располагаются на стульчиках полукругом.

Практическая работа: Аппликация — украсить узорами национального орнамента тюбетейки (мальчики) и калфаки (девочки).

Итог занятия: Организовать выставку детских работ в группе под названием «Татарский народный орнамент».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, мы начинаем наше занятие. Я вам сейчас загадаю загадку. Будьте внимательны. Вам нужно будет отгадать ее. Если надо – он и до Киева доведет.

Дети: Язык.

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем разговаривать о родном языке. Познакомимся с традициями татарского народа.

Мы с вами учили стихи о родном языке. Давайте их вспомним. Кто желает рассказать? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Воспитатель хвалит детей: Молодцы! А теперь, посмотрите-ка на экран. (На экране портрет Г.Тукая). Габдулла Тукай – великий татарский поэт и писатель. Он писал и для детей, и для взрослых Давайте вспомним, какие сказки он написал для детей?

Дети: “Шурале”, “Су анасы”, Козел и Баран” (показывются иллюстрации к этим сказкам).

Воспитатель: Верно. А кто желает рассказать стихотворение “Туган тел”?

(Зиля рассказывает 1 куплет стихотворения)

Воспитатель: Как вы знаете, этим строкам написана очень красивая мелодия. Давайте споем этот куплет вместе. Дети встают рядом со стульчиками и поют куплет.

Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в “дом” (вид дома: окно, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садится на ковер рядом с воспитателем (делают круг).

Посмотрите, дети, что я вам покажу. Воспитатель из сундука достает тюбетейку и показывает детям. Дети, это – тюбетейка. По-татарскибудет звучать так – түбәтәй. Повторим все вместе. Повторяют вместе и индивидуально. Тюбэтэй – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку. Это мужской головной убор. Воспитателҗ надевает тюбетейку на одного ребенка. А это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками (показвает калфак). А вот еще шаль и камзол (показывает). Видите. Как красиво вышиты они? Некоторое время назад наши бабушки и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках “Аулак өй”. Девушки вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры “Кэрия-Зэкэрия”, “Йозек салыш”, “Ак калач”. На экране показывается фото девушек и парней в национальных костюмах. Они очень весео проводили время. Давайте. Мы тоже немного поиграем.

Играют в игру “Кэрия — Зэкэрия”.

Воспитатель: Ну, молодцы, дети! А теперь, давайте сядем за столы на свои места и будем украшать орнаментами головные уборы – тюбетейку и калфак.

Самостоятельная деятельность – аппликация. Включается татарская мелодия,дети наклеивают элементы на образцы, воспитатель, подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Дети, у меня есть для вас сюрприз. Подойдите ко мне. Воспитатель подходит к сундуку, берет от туда тюбетейки, калфаки и надевает детям. А теперь нам пора станцевать татарский танец “Эпипэ”.

Дети танцуют парами татарский танец. Садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые слова узнали? Как называются татарские национальные головные уборы? Ответы детей.

Воспитатель: Как я уже говорила, татарский народ – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы. Раздает вышитые платочки детям. Я хочу вам подарить эти платочки на память. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем вечере. На этом наше занятие закончилось.