Тема занятия: «Укладка рюкзака»

Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать жизненно необходимые знания, умения, навыки.

Задачи:

Образовательные:

Научить детей правильно укладывать рюкзак.

Развивающие:

Развивать внимание, самостоятельность.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к туристической деятельности, чувство ответственности, умение работать слаженно и дружно.

Средства обучения:

Журнал, издаваемый в группе и заготовки к нему;

туристический рюкзак (2 шт) и вещи для укладки: одеяло, кофта, головной убор, носки, обувь, коврик, кружка, ложка, миска, предметы туалета, консервная банка, мешочки с крупой, печеньем, вода в бутылках п/эт. пакеты;

дидактическая игра «Собери рюкзак в дорогу»;

Кубики;

памятка для родителей.

Литература:

1. Бочарова Н.И. «Туристские прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.-М.:АРКТИ,2004.

2. «Туристско-краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы ясли-сада № 36 «Вишенка»).- г. Йошкар-Ола, 1994.

3. «Стихи с улыбкой». Для самых маленьких. — М.: «Самовар», 2010.

Ход занятия:

Ритуал начала занятия.

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Умный, здоровый и добрый каждый из вас,

Вы самые лучшие дети на свете,

Глаза открываем…. (пауза)

Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы говорили о туристском снаряжении. Какое туристское снаряжение вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Что называется личным снаряжением? (Ответы детей)

А что называется групповым снаряжением? (Ответы детей)

Что относится к групповому снаряжению? (Ответы детей)

(Палатка, навес, колышки и скобки для палатки, костровое оборудование, топор, кухонный нож, фонарь, веревка, аптечка).

Воспитатель: А что относится к личному снаряжению? (Ответы детей) (коврик, кружка, ложка, миска, туалетные принадлежности, головной убор, дождевик, компас, рюкзак).

Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие туристы! Все правильно назвали.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам продолжить заполнять страницы нашего журнала. У нас есть уже страницы про туризм и туристов, про правила поведения в природе, про туристское снаряжение. А о чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной.

(Рюкзак)

Воспитатель: Правильно, это рюкзак! А теперь давайте мы с вами познакомимся с ним поближе.

Воспитатель показывает туристский рюкзак, рассматривает его вместе с детьми, объясняет конструкцию и называет детали: карманы, ремни, регуляторы, застежки, спинка.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего нам нужен рюкзак? (Ответы детей)

Сейчас послушайте стихотворение Андрея Усачева «В поход»

Иван Петушков собирался в поход.

Взял компас, палатку и бритву «Восход».

Тушенкой и пшенкой набил свой рюкзак,

Взял удочку, крючья, фонарь и гамак,

Бинокль и сеточку для комаров,

И сумку березовых дров.

На поясе – кружка, топор, котелок,

Под мышкой – подушка и спальный мешок.

Ружье с альпенштоком, конечно в руках.

И Чайник-Со-Свистком – в зубах.

В дорогу туристы! –

Воскликнул Иван.

И Чайник-Со-Свистком

Упал под диван.

Он поднял его,

Но упал котелок,

И тут же в розетку

Попал альпеншток…

Иван задрожал,

Как под ветром трава,

Качнулся, чихнул –

И рассыпал дрова.

И друг зацепился за люстру крюком

И на пол упал с рюкзаком.

Иван Петушков закряхтел, застонал.

Иван заскрипел…

Но себя не поднял

* * *

С тех пор, собираясь с друзьями в поход,

Себя Петушков никогда не берет!

Воспитатель: Почему Иван Петушков не смог отправиться в поход? (Ответы детей).

Воспитатель: Когда мы с вами идем в поход, мы складываем в него нужные нам вещи. Давайте поиграем в дидактическую игру «Собери рюкзак в дорогу». Выберите карточки с изображением тех предметов, которые мы берем с собой в поход.

(Дети выбирают, называют и объясняют, для чего эти предметы нужны туристу в походе).

Воспитатель: Молодцы, туристята! Вы правильно выбрали и назвали необходимые предметы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться правильно укладывать рюкзак. Я принесла необходимые вещи и снаряжение.

Укладывание рюкзака – ответственное дело. От того, что и как турист положит в рюкзак, зависит его настроение, самочувствие и то, как сохранятся все предметы и продукты. Запомните, основные правила укладки рюкзака:

Правило первое – к стенке рюкзака, прилегающей к спине, кладут мягкие вещи.

Правило второе – на дно кладут тяжелые вещи, а сверху – легкие, таким образом, чтобы рюкзак был плоским и высоким.

Правило третье – предметы, которые могут понадобиться во время перехода от привала к привалу, укладывают в карманы рюкзака так, чтобы они не гремели.

Правило четвертое – продукты и предметы снаряжения должны лежать в разных полиэтиленовых пакетах.

Как вы думаете, а пакеты зачем? (Ответы детей)

Воспитатель: Пакеты нужны для того, чтобы вещи и продукты не намокли во время дождя или переправы через ручьи.

Воспитатель: Давайте попробуем вместе уложить рюкзак перед походом. Воспитатель и дети вместе укладывают рюкзак, комментируя свои действия. Потом 2-3 ребенка укладывают рюкзаки самостоятельно.

Воспитатель: Ребята, чтобы хорошо запомнить правила укладки рюкзака, мы вместе поиграем в игры – эстафеты:

«Собери рюкзак»

Группа разбивается на две команды. На старте размещаются вещи, которые необходимо уложить в рюкзак. Количество вещей соответствует количеству детей. Детям необходимо дать возможность рассмотреть вещи и договориться о последовательности укладки рюкзака. По сигналу воспитателя дети бегут к рюкзаку и укладывают в него взятую со старта вещь и передают эстафету касанием руки следующему игроку.

Так по очереди каждый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу.

Последний игрок в команде, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

«Ловкий турист»

Первый этап – одеть рюкзак.

Второй этап – бег с рюкзаком между кубиками змейкой.

Третий этап – добежать до флажка, оббежать его, вернуться на старт и передать эстафету вместе с рюкзаком.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги нашего занятия

- Что нового вы узнали? Что повторили? В какие игры поиграли? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, не забывайте, что в нашем журнале сегодня заполнились только две странички:

- правила укладки рюкзака;

- игры с рюкзаком.

Воспитатель: Скажите, какую еще информацию мы можем поместить в нашем журнале? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома картинки про свои рюкзаки и вещи необходимые вам в походе. Это и будет вашим домашним заданием. А мамам и папам мы расскажем о том, как правильно выбирать рюкзаки для детей и тоже положим это в наш журнал (приложение к конспекту «Памятка для родителей»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами хорошо потрудились. А на следующем занятии мы с вами познакомимся с туристической палаткой.

Ритуал окончания занятия.

Дети составляют из своих ладоней пирамидку, и на счет «Раз, два, три, мы молодцы!» и вскидывают руки вверх.