КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Знакомство детей с архитектурой»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Воспитатель: Шалимова Т.А.

г. Усть — Лабинск

2009г.

Программные задачи. Познакомить детей с архитектурными шедеврами других стран, а также нашей страны. Продолжать ознакомление с профессией – архитектор, другими строительными профессиями, со строительными материалами, используемыми людьми при строительстве. Развивать умение анализировать фронтальное изображение конструкции (вид спереди – фасад), выделять её существенные части. Развивать речь детей, обогащать словарь. Развивать любовь к своей Родине, развивать чувство прекрасного.

Словарь: фасад, архитектура, архитектор, Кремль, музей, дворец, чертёж, мрамор, гранит, бетонщики, каменщики, крановщики, штукатуры.

Материал. Иллюстрации пирамид Древнего Египта; Московского Кремля; Эйфелевой башни; Зимнего дворца, Михайловского дворца; Русского музея.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети! Вы спросите: «Что такое архитектура? Кто такие архитекторы?»

Архитектура – строительное искусство, умение задумать и построить город. Произведениями архитектуры не только любуются, но и постоянно используют их, чтобы было постоянно удобно жить, работать и отдыхать.

Архитектура разных стран и разных времён отличается. Шедевры архитектуры запоминаются как знаки, которые определяют города и страны. Они говорят о том времени, когда они были построены, о том, как люди жили, и что умели делать. Вот пирамиды – символ Древнего Египта, Кремль – Москвы, а Эйфелева башня напоминают о Франции.

Прочные, удобные и красивые здания будут менять свой стиль в зависимости от того, когда и для кого они строились. Обратите внимание на красоту Зимнего дворца, построенного Растрелли в стиле барокко. Дворец огромен – не окинуть взглядом. Все фасады дворца — разные. Со стороны Невы всё подчёркивает вытянутость здания вдоль набережной. В центре – трёхпролётный подъезд с колоннами. Каждый простенок между окнами украшен поставленными друг на друга колоннами, даже сдвоенными. Если смотреть вдоль фасада, кажется, стройный ряд белых двухъярусных колонн бесконечно уходит вдаль. Многочисленные колонны не несут никакой тяжести. Они служат только для украшения. Они поставлены друг на друга или собраны в пучки. Они создают игру светотени. Нарядный вид дворцу придают белые наличники окон, обрамлённые лепными узорами и украшениями, разными в каждом этаже. Сочетания 3-х цветов – зелёного (стены), белого (колонны и наличники окон) и золотисто – серого (лепные украшения) подчёркивают парадную и величественную красоту зданий. На кровле вдоль карниза расставлены скульптуры и вазы. Украшений много, но всё очень гармонично, не чувствуешь излишества. А здание Русского музея, построенного в России в стиле классицизма, мне видится во многом иначе. Здание дворца – торжественно, своеобразно празднично. Сочетается победная пышность и гордая строгость линий. Львы застыли по сторонам широкой лестницы, которая ведёт к подъезду. Над окнами первого этажа изображены львиные головы и военные доспехи. Решётка – одна из красивейших в городе – состоит из копий с позолоченными остриями и чугунных столбов с военными трофеями. Всего 7 лет отделяют закладку дворца от войны 1812 года. Очевидно, архитектор Росси сумел воспеть победу, которая одержала Россия над Наполеоном! Рассматривая картинки Зимнего и Михайловского дворцов можно открыть увиденную красоту. Показать иллюстрации дворцов.

— Вот архитектор задумал такой дворец. Это дворец и это – дворец. А как вы думаете: в 1 время были построены дворцы? (Они разные очень, наверное, в разное время).

Да, это красота пышная (У Зимнего), праздничная, торжественная, разукрашенная, но всё – таки в этом празднике есть какая – то лёгкость.

— А здесь? (посмотрим на Русский музей)

— Какая красота? Здесь тоже праздник, но другой. Здесь гордая красота!





— А в чём торжественность? (показать на столбы с трофеями, на львов, которые берегут дворец)

— А линии, какие? (строгие).

А колонны не только украшают, но и служат. Вон между колоннами вход во дворец. Этот дворец построен тогда, когда прошло совсем немного времени после победы над Наполеоном.

- Что же славит этот дворец? (Победу). Вот эти пики, эти трофеи, эти чёткие линии подчёркивают – победу, гордую парадность. А Зимний дворец – весёлый праздник!

Ребята! Наши ручки застоялись, я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику: «Люблю по городу шагать»

Люблю по городу шагать, Дети «шагают» пальчиками по

Люблю смотреть, по столу.

Люблю считать.

Площадь – раз, Дом связи – два, На каждое название загибают

Три – фонтан – красавец, по одному пальцу.

А четыре – наш Дворец.

Пять по парку я гуляю,

Всякий уголок в нём знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с ребятами дружу.

Семь – конечно, наш детсад,

Каждый побывать в нём рад!

Восемь – детская площадка –

Здесь качели и лошадка.

Девять новый магазин,

Много ярких в нём витрин.

Десять – из – за поворота

Вижу школьные ворота.

Очень любим мы наш город, Разжимают кулачки.

Он красив и вечно молод.

Дети! Мы говорим, дом «построил архитектор», но ведь он же скажете вы только задумал?

— А там работали… (попросить детей перечислить профессии строителей). Архитектор задумывает и создаёт чертёж.

-Так что же такое чертёж архитектора? (Задумка).

Он выбирает материал. Если здание будет строиться там, где растёт лес, то какой он выберет материал? (Брёвна)

— А если леса нет, но есть мрамор, гранит, то материалом будет? (Камень).

— А может материал, который научились делать люди? (Железобетон и стекло). Они могут быть выбраны как материал, если мало леса.

— Кирпичи – то из чего делают? (Из глины).

Значит, если много глины, то архитектор выберет материалом – кирпичи.

Архитектор знает, какие будут нужны инструменты.

— Почему? (Потому что он выбрал материал).

Значит, архитектор пригласит тех рабочих, которые умеют обращаться с тем материалом, который он выбрал.

— Значит, кого он позовёт? (Или плотников, или каменщиков, или бетонщиков). Но, конечно, будут работать рабочие не только этих профессий. (Резчики по камню, художники, крановщики, шофёры, штукатуры). Правильно. Архитектор не может выполнить свою задумку своими руками один. Но он наблюдает, как делают по порядку, чтобы получить результат, который он задумал.

— А если по порядку сделают неточно, получится то, что задумал? (Нет).





Конечно, если сначала сошьют, потом будут кроить, то платья не получится. Так и в архитектуре. Надо очень правильно сделать фундамент, чтобы не рухнули стены. Но может быть, вы вырастите, будете строителями и будете знать, как делать по порядку. Если результат получается прочным, тогда люди не пострадают, если будет удобным, тогда люди будут жить и радоваться. Если он будет красивым, тогда люди будут любоваться и говорить: (торжественно) №Это здание построил архитектор Росси»

— Так почему же мы называем имя архитектора, хотя строили люди разных профессий? (Потому, что он задумал). Да, архитектор задумал, и результат получился безопасным, удобным и красивым.