Конспект занятия в старшей группе на тему:

« Моя Родина – Россия »

Воспитатель старшей группы Егорова Л. Н.

Цель: упорядочить, закрепить информацию о России; ввести понятие «родина»;формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства.

материал: карта мира, карта тверской области, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, предметами народных промыслов.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами много путешествовали по миру (и даже по Солнечной системе),но всегда возвращались домой, к себе на родину. Куда мы возвращались? (ответы детей и показ России на карте). Правильно, а что такое родина?(ответы предположения детей).У каждого человека есть родина – это место, где мы родились, провели свое детство, где вы родились. «Как называется место, где вы родились? (ответы детей). Молодцы! Давайте найдем ее на карте (показ). Как вы относитесь к своей родине? За что ее любите? Чем гордитесь? (ответы детей).

- Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свои места. Где бы вы ни родились, все люди, которые проживают в определенном государстве (стране), считают эту страну своей «большой родиной». Наша «большая Родина» — это страна, которая называется Россия, одна из самых больших в мире. Посмотрите на карту мира (показываю детям Россию). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.

(физкультминутка)

— Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (ответы предположения детей).

-Посмотрите внимательно на карту (показ). Леса — народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц. Но страна – это не только леса. Поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны (показ иллюстраций). Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

— Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете чем?(ответы детей). Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом с друг другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

-Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете?(дымковские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки).(показываю образцы народных промыслов).

— другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России- резьбой по кости, шитьем одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины; красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Итог занятия:

Вос: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.