Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа.

Тема: « Поможем Карлсону».

Цель:

развитие математических представлений у детей и умения логически мыслить.

Образовательные задачи:

закрепить у детей знания о цифре (цифры Воскобовича). Продолжаем закреплять названия геометрических фигур, учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме, с использованием блоков Дьенеша.

Развивающие задачи:

развиваем познавательно-творческие способности детей через квадрат Воскобовича. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха.

Воспитательные задачи

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Развивающая среда:

Цифры Воскобовича, блоки Дьенеша, счетные палочки, квадрат Воскобовича, обручи разного цвета, листы бумаги на каждого ребенка, картинки с лабиринтами.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в сказочную страну. Мы с вами поедем туда на поезде, но поезд необычный. В вагоне указаны места с цифрами в виде зверей. Покупайте билеты в кассе, и каждый займет свое место по билету.

Воспитатель: — Ребята, для того чтобы поезд тронулся с места, надо решить загадки-шутки:

(1) На столе лежало 4 яблока. Одно из яблок разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?

Ответ: (4 яблока)

(2) Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?

Ответ: (Воробей прыгает )

(3) Может ли дождь идти 2 дня подряд?

Ответ: (Нет, между ними ночь)

Воспитатель: — Молодцы, вы успешно справились с заданием. Наш поезд поехал. Какой сигнал дает машинист?

–У-у-у-у!

Воспитатель: — Как стучат колеса?

- Чух-чух –чух-чух!

Воспитатель: — Ребята, мы с вами приехали в сказочную страну.

Дети выходят из поезда.

Воспитатель: — Ой, кто нас здесь встречает?

- Карлсон.

Карлсон: — Привет, ребята! Как хорошо, что вы приехали. Ребята, я такой озорной и неловкий вот нашел коробку, в ней какие-то фигуры. Помогите мне в них разобраться. Но сначала отгадайте загадки. Если отгадаете, то узнаете, что в коробке.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?(Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его …… (Квадрат)

Воспитатель: — Что вы знаете о квадрате?

( четыре одинаковых стороны и прямые углы).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскажешь сам. (Треугольник)

Карлсон: — Молодцы, вы все загадки отгадали правильно, в коробке лежат геометрические фигуры. Ой, что я наделал, я нечаянно их рассыпал.

Воспитатель: — Не волнуйся, Карлсон, мы тебе поможем собрать их. Поможем дети?

- Да, конечно.

Карлсон: — Разложите эти фигуры в пересекающие обручи, вот как, слушайте:

В красный обруч – все красные фигуры.

В синий обруч – все квадраты.

Какие фигуры будут лежать в середине? Правильно. Вы мне очень помогли, что я бы без вас делал?

Воспитатель: — Карлсон, а у нас есть еще волшебные квадраты и они могут превращаться в разные предметы.

Карлсон: — Не верю!

Воспитатель: — А вот смотри, Карлсон на чудесные превращения нашего квадрата. Ребята, а кто знает, где живет Карлсон?

(На крыше)

Воспитатель: — Правильно, он живет на крыше в маленьком домике. Сделайте для Карлсона домик из квадрата Воскобовича. Итак, чудесные превращения квадрата начались.

Дети сделали домик.

Карлсон: — Ой, здорово, как интересно.

Воспитатель: — Карлсон, а правда, что ты очень любишь сладкое, вкусненькое?

Карлсон: — Конечно.

Дети превращают волшебный квадрат в конфету.

Воспитатель: — Карлсон, наши ребята и с палочками умеют творить чудеса.

Для того чтобы никто не смог попасть в твой дом и съесть твои конфеты тебе нужен ключ от твоего дома.

Дети по образцу делают ключ из счетных палочек.

Минутка отдыха:

Солнце глянуло в кроватку…..

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте постоять.

На носок, потом на пятку-

Все мы делаем зарядку.

Дальше проводиться упражнение «Слушай и рисуй».

Нарисовать круг и прямоугольник так, чтобы:

Прямоугольник находился внутри круга.

Круг находился в прямоугольнике.

Прямоугольник и круг пересекались.

Воспитатель: — Ребята, вы очень хорошо потрудились, помогите Карлсону, попасть домой через лабиринт.

Раздать картинки с лабиринтами. Дети выполняют задание и прощаются со сказочным персонажем.

Литература:

Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. «Литературный материал с математическим содержанием.» (Методическое пособие для воспитателей, родителей). 1993г.

Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». 2006г.