Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.

Тема «Новости зимнего леса».

Автор: Калинина Т.А. Воспитатель

логопедической группы МДОУ 177 гаратова.

Программное содержание.

1.Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов

Развивать образное логическое мышление, творческое воображение. Активизировать внимание и память, учить анализировать

Развивать мелкую моторику

2. Задачи на развитие речи:

Развивать связную речь, продолжать учить согласовывать существительное с прилагательным. Правильно употреблять падежные окончания, умение употреблять предлоги «за», «на», «около», «под» и др., учить детей грамматически правильно строить предложения

Активизировать словарь детей словами «лохматый», «пушистый», «берлога», «нора», «метель».

3.Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей интерес к животным, бережное отношение к природе, формировать навыки общения и поведенческий этикет

Предшествующая работа:

Наблюдение за погодой, знакомство с обитателями леса, рассматривание иллюстраций художественной литературы, альбомов, составление описательных рассказов по схемам, словесно-дидактические игры.

Оборудование:

Оформление опушки леса, медведь в берлоге, лиса в норе, елки с бельчатами, заяц за елкой, снежинки на елке для дыхательного упражнения, на магнитной доске схема для составления рассказа, на второй магнитной доске картинки с изображением диких животных и их жилища, на столе мини-схемы по теме «Зима», письмо от сороки.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рассказывать о зиме, узнаем лесные новости и поиграем.

-Скажите, каким стало ваше настроение, когда вы вошли и услышали музыку? (радостное, весёлое, бодрое, хорошее).

Воспитатель: У меня тоже радостное, веселое настроение.

«Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть!»

- Сейчас на улице зима, очень холодно, мороз, скрипит снег под ногами.

- А сколько месяцев длится зима? (зима длится три месяца).

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

— О зиме мы знаем много интересного. Давайте поиграем в игру «Живой рассказ». Вы будете придумывать предложение о зиме, а я буду давать вам карточку.

Дети говорят предложения, получают в руки карточку.

Затем все карточки раскладываются картинками вниз.

Воспитатель предлагает одному ребенку составить

рассказ по карточкам.

Заслушиваются 3-4 рассказа по 4-5 предложений.

Воспитатель дает оценку составленным рассказам.

Воспитатель: Дети, когда я шла сегодня в детский сад, мне почтальон передал письмо-оно от сороки. Я прочитаю его, и мы узнаем лесные новости.

Воспитатель открывает конверт, читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Наступила зима. Я облетела весь лес. Никого не могу найти. Все следы замело снегом. Что делать? Как быть? Все поменяли шубы, переехали в зимние квартиры. Помогите! Найдите, кто, где живёт?»

Воспитатель: Дети, вы хотите помочь сороке? (да)

Давайте поиграем в игру «Чей домик?» и узнаем, кто, где живёт?

Словесно-дидактическая игра «Чей домик?»

Воспитатель предлагает детям на выбор карточки с изображением

жилищ животных, затем поочередно выставляет на магнитную доску

картинку «лиса» и спрашивает детей:

Воспитатель: Это кто? (это лиса)

-Где живет лиса? (лиса живёт в норе)

-У кого картинка с норой? ( у меня картинка с норой) Ребенок прикрепляет карточку с норой на магнитную доску.

-Это чья нора? ( это лисья нора).

Действия повторяются с картинками других животных: заяц, волк,

медведь, белка ёж.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы отлично справились с заданием. Я вижу, вы знаете, где живут звери. Мы с вами теперь сможем помочь сороке.

-Давайте с вами разомнёмся.

«Звериная зарядка».

Раз присядка (дети присели)

Два прыжок (подпрыгнули, руки на пояс)

Это заячья зарядка (показывают уши)

А лисята, как проснутся (трут кулачками глаза)

Любят долго потянуться (потягиваются)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть (движения бедрами из стороны в сторону)

А волчата спину выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх).

Ну а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчутся на месте (раскачивание туловищем из стороны в сторону).

Воспитатель: Дети, я вижу ёлки. Да это же лесная опушка. Пойдемте туда.

Дети входят на опушку леса.

Воспитатель: Какой чудесный, красивый лес! Сколько здесь пушистых, красивых ёлок! Да какие они красавицы! Ёлки протянули нам свои ветки. Это они с нами так здороваются. Давайте и мы поздороваемся с ними.

- А посмотрите, какие высокие сугробы. Сколько намело здесь снега! Какой снег? (пушистый, белый, искристый, липкий, холодный…)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снежинки! Они резные, блестящие, ажурные (дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: А на эту ёлку прилетело много белых снежинок. Давайте на них подуем.

Дыхательная гимнастика «Снежинки».

Воспитатель: Дети, среди больших красивых елок, я заметила маленькие ёлочки. Давайте к ним подойдем. Здесь кто-то прячется! Это чьи уши?(это заячьи уши) Это чьи лапы?( это заячьи лапы) Это чей хвост?(это заячий хвост)Кто же здесь прячется?(здесь прячется заяц) А почему у него белая шубка?(он меняет свою серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу) Чем питается заяц зимой? (корой деревьев, замерзшими ягодами) Давайте пойдем дальше, не будем пугать зайчишку.

-Т-с-с. Здесь медвежья берлога (приседают и заглядывают в берлогу). Что делает зимой медведь?(он спит и сосёт свою лапу)

-Дети, как надо вести себя в лесу? (нельзя шуметь, кричать…)

-Да, пусть медведь спит до весны, а мы пойдём дальше.

Подходят к лисьей норе.

Воспитатель: Это кто сидит в норе? (это лиса) Какая она красивая, пушистая! Кто хочет рассказать про лису?

Один ребенок начинает рассказ, а другой продолжает. Если дети затрудняются рассказывать, то педагог обращает внимание на схему.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень хорошо рассказали. Мы много узнали про лису. А какие сказки вы знаете про лису? («Лиса и кувшин», «Лисичка сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т.д.)

Сюрпризный момент (песенка лисы).

Воспитатель «ёжится» от «холода».

Воспитатель: Холодно в лесу, давайте согреемся! Потрем руки, ладошки, щёки, нос. Согрелись? А теперь лепим «снежки»! (дети лепят «снежки» и бросают в разные стороны)

Воспитатель: Мой снежок попал к белкам. Пойдемте за мной! (подходят к елке) Посмотрите, эта самая высокая ёлка! Здесь живёт беличья семья. Где сидит рыжая белка с корзиной?( рыжая белка сидит под ёлкой). Где сидит самый маленький бельчонок? (самый маленький бельчонок сидит на ветке). Где сидит мама-белка? (мама-белка сидит около пенька). Где сидит самая большая белка? (самая большая белка сидит за пеньком).

Подведение итога.

-Молодцы, дети! Вы ответили правильно на все вопросы и узнали много интересного. Теперь мы знаем, что в лесу всё в порядке и можем написать об этом сороке. Давайте попрощаемся с лесом. До свидания, до новых встреч!