Предмет политологии, ее функции как науки и учебной дисциплины.

Политология – наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, реализуемое через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида. Функции: 1.Теоретико-познавательная политология призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2. Инструментальная – заключается в задачах выявления эффективных способов совершенствования политики.

3. Прогностическая – политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов.

4. Функция политической социализации – способствуя усвоению общепринятых норм политического поведения, политология призвана способствовать интеграции индивида в политическое сообщество.

5. Культурная – политология помогает формировать способность рационально-критически оценивать политические процессы, знать свои права и обязанности, оптимальные способы их реализации.

2.Политика как общественное явление: понятие, классификация, функции.

“Политика” – одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все”. Термин “политика” получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им “Политика”. Политика — неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях — в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния — политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь некоторые ее определения: “Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает” (М. Вебер). Политика есть “область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса”, “концентрированное выражение экономики” (В.И. Ленин). “Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика” (О. Шпенглер).

Политика — борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды” (А.Бирс). “Политика — это процесс управления” (О. Ренни). “Политика — властное распределение ценностей внутри общества” (Д. Истон).

Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений” (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания. Функции политики 1) Функция обеспечения целостности и стабильности общества обеспечивается благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития. 2) Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает реализацию ценностно значимых целей развития путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя личности возможности удовлетворения социальных потребностей и изменения социального статуса с помощью власти.

3)Управленческая и регулятивная функции. Выражая интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияние на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие. 4)

Функция рационализации. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и улаживает их, вырабатывая общие правила и механизмы представительства и реализации групповых и индивидуальных интересов. 5)Функция политической социализации. Политика, включая личность в социальные отношения, наделяет индивид опытом и навыками преобразовательной деятельности и эффективного выполнения социальных ролей и функций. 6) Гуманитарная функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Классификация политики: По сфере общественной жизни

Экономическая, социальная, национальная, научно-техническая, экологическая, культурная, военная. По объекту воздействия Внутренняя, внешняя. Субъект политики политика партий, политика общественных организаций и движений, государственная политика. Приоритет деятельности политика нейтралитета, политика национального примирения, политика «открытых дверей», политика «большого скачка», политика компромиссов.

3. Методы политологических исследований.

Общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Сюда входят: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; абстрагирование.

Теоретические методы исследования 1.Институциональный - анализ официальных структур и формальных правил принятия решений. 2.Социологический – анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий. 3. Исторический – анализ изменений политики в контексте связи прошлого, настоящего и будущего. 4. Бихевиористский – анализ систематически наблюдаемого политического поведения с измерением его мотиваций. 5. Психологический – анализ индивидуальных качеств, черт характера, влияющих на политическое поведение. 6. Системный – анализ политики как целостности и характера ее взаимоотношений с внешней средой. 7. Сравнительный – анализ однотипных явлений и процессов, выявление общего и особенного в них.

Эмпирические методы: 1.Наблюдение (включенное,не включенное) 2. Анализ документов 3. Контент-анализ 4. Экспертные оценки 5.Опрос (Анкетирование, интервьюирование).

4.Политическая мысль Древнего мира.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427 — 397 гг. до к. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек—есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону,_ «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию — наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново. В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек — «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ — общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное». Задача политологии как науки о государстве заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя. В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек — часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин — это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство — это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля — государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

5.Политические учения Средних веков и эпохи Возрождения.

Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцентрический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства. Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства какой-либо сферы жизнеустройства людей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. Именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества. Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. В Средние века в европейской политической мысли господствующим было христианство. Влияние его было противоречивым, как и само христианское учение. Оно санкционировало существующий строй, способствовало торжеству мистики, иррационального в сознании людей. Но христианство также выдвинуло ряд новых идей, главная из которых — отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит всецело государству, как это свойственно греко-римской традиции, где полис, империя полностью поглощали человека. Христианство также способствовало гуманизации политической мысли, пропитало ее идеями нравственной ответственности. Политические учения Средневековья основывались на религиозной концепции. Виднейшими представителями христианской политической теории являлись Аврелий Aвгустин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274). В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм сочетались с реализмом и умеренностью. Аврелий Августин, в отличие от Платона и Аристотеля, соединил концепцию «лучшей жизни» (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Эпоха Возрождения. Возрождение и Реформация как антифеодальные, раннее буржуазные течения, подрывающие устои старого средневекового мира. Кризис римско-католической церкви. Формирование гуманистической культуры, искусства, мировоззрения. Влияние духовного наследия Античности. Утверждение самоценности личности. Использование «Священного писания» для обоснования новых требований и ценностей. Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у французских юристов и У.Оккама. Учение о всемирной «светской монархии» Данте: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Марсилий Падуанский: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона. Джон Уиклиф и Ян Гус: человек – правомерный «держатель своего»; принцип достоверности внутренних свидетельств веры и отрицание авторитета клира и его особого статуса. Н.Кузанский и Л.Валла: критика правомочности «Константинова дара» как основоположения теории папской власти. Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томазо Компанелла, Жан Боден, Т. Гоббе, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза. Особенности и характерные черты этого периода: развитие гуманистических начал в политической теории; освобождение политической мысли от теологии; анализ проблемы прав и свобод человека; анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

6. Политическая мысль XVII-XVIII вв.

1.Это время ранних буржуазных революций, а также время становления юридического мировоззрения. Основные компоненты нового мировоззрения – это понятия естественного права, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих понятий рациональным образом многие философы без ссылки на божественное право обосновывали права и обязанности индивидов, и пределы власти государства по отношению к индивидам. 2. Представители голландской и английской политической мысли 17 века – Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк – наиболее яркие представители школы естественного права. Т. Гоббс (1588 – 1679) : Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»(1651), Естественное состояние как война всех против всех, Концепция договорного происхождения государства, Каждый доверяет носителю власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти, Отрицание права индивидов на сопротивление государству, Гоббс считает неограниченную монархию предпочтительной формой правления для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.

Дж. Локк (1632 – 1704) Концепция неотчуждаемых прав человека. 1. Жизнь, свобода и собственность – вот триада естественных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

2. Критика абсолютной монархии 3. Концепция договорного происхождения государства 4. Право народа на сопротивление законодательной власти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание. Концепция законностипо Локку : Соотношение закона и свободы.

Свобода – это жизнь в соответствии с постоянным законом; законом, общим для каждого в обществе; законом, установленным законодательной властью, созданной в обществе. И, наконец, свобода – это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.

ППУ XVIII в. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Борьба против обскурантизма. Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства

7.Общественно-политическая мысль в России в XIXнач. ХХ в.

В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).Характерные черты народнической идеологии:— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.Политические аспекты идеи соборности:— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям. Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом. Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы. Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

8. Либерализм: классическая доктрина и современность.

Либерализм Основоположники (17-19 вв.) Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, И. Кант, Ш.-Л. Монтескье, Б. Констан, Дж.С. Милль.

Либерализм в России (19-нач. 20 в.) «Правительственный либерализм» (М. Сперанский, С. Витте, П. Столыпин)

«Охранительный либерализм» (Б. Чичерин)

«Социальный либерализм» (П. Новгородцев)

Идеи либерализма: 1. Свобода, ответственность и самоценность личности 2. Собственность как основа индивидуальной свободы 3. Свобода рынка, конкуренции и предпринимательства 4. Невмешательство государства в экономику (классический либерализм 19-нач 20 вв.) 5. Правовое государство с разделением властей 6. Гарантированность фундаментальных прав и свобод личности; признание этих прав естественными и неотчуждаемыми.

Развитие либерализма

Социальный либерализм (конец 19-нач. 20 вв.) — к требованиям гарантированности индивидуальных прав добавлены «социальные права»; выдвигаются различные варианты социальности государства.

Неолиберализм (30-е – 60-е гг. 20 в.) — отказ от невмешательства государства в экономику и социальную жизнь, выдвижение идей о государственном регулировании рыночной экономики на макро уровне.

Инверсия понятия «неолиберализма» в конце 20в. — теперь неолибералами стали называть сторонников невмешательства государства в экономику, в том числе и неоконсерваторов. Термин получил чисто экономическую окраску.

9. Консерватизм и его модификации.

Консерватизм возник в 18 веке в ответ на идеологию либерализма. Это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, приверженность политическим ценностям, выдержавших испытание временем (английский философ Э. Берк, М. Фримен)Политические идеи консерватизма:Традиционные нормы жизни общества – это главная движущая сила прогресса, а исходные ценности – порядок в обществе, стабильность государства. Власть в обществе принадлежит элите, т.е. только ей присуща плодотворная политическая деятельность. Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней.Частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала, а частная собственность – гарант личной свободы и защиты социального порядка.Природа человека несовершенна и его пороки неискоренимы, поэтому закономерно неравенство людей в отношении умственного и физического развития, социального статуса.Социальное попечительство государства порождает иждивенчество, а это есть источник революций, растущих притязаний, поэтому помощь должна предоставляться лишь тем, кто не в состоянии себя обеспечить.1970 – 80 гг. – неоконсерватизм (Вильям Кристол и Роберт Каган). Лео Штраус — отец-основатель неоконсерватизма.Неоконсервати́зм — идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.Основные идеи – усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы, индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества. Это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития, укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии, развитие институтов гражданского общества, стабильность общества, опирающееся на уважительное отношение граждан к закону, моральная ответственность граждан и государства, их взаимопомощь.Главное отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального значения (либералы слишком индивидуалистичны, не любят маршировать с флагами), то консерваторы считают, что для укрепления гос-ва нужны уважаемые символы. И те, и другие – за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

10. Социал-демократизм: история и современность.

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего своего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы на принципах «свободы, солидарности и справедливости») в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. В доктрине социал-демократии большое место уделялось нравственно-этическим факторам общественного развития. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире.

11.Политическая теория марксизма.

Карл Маркс, немецкий общественный деятель и мыслитель, в 19 веке сформировал политическую теорию, оказавшую впоследствии влияние на многие сферы общественной жизни. Соратником его был Энгельс. Марксистская теория стала основой работы русского революционера Ленина.

Идея была ориентирована на подход к обществу как единой социальной системе. Вместе с этим анализ общества осуществлялся с позиции материализма. Марксистская теория указывала на то, что все политические явления основываются не на человеческом сознании, а на бытии людей. Конечная причина и решающая движущая сила событий истории для последователей учения представлялась в изменении способов производства.

Марксистская экономическая теория дала толчок к зарождению и последующему развитию классовой политической идеи. Классы являли собой некие «производные» от производственной структуры общества. В связи с этим, их противостояние составляет саму суть политики.

Политическая свобода для личности, в том ракурсе, что ее представляла марксистская теория, рассматривалась как свобода от угнетения и возможность принять участие в политической жизни социума. Последователи идеи считали политику «делом миллионов», выступая за то, чтобы народным массам была предоставлена возможность проявлять свои взгляды и реализовывать свою волю. Главная же роль отводилась рабочему классу. Этот социальный слой, освобождаясь от гнета буржуазии сам, освобождает от него и весь народ. Таким образом, формируются условия для свободного развития каждой личности.

Проблему политического и социального равенства марксистская теория также трактует с позиции классов. Между эксплуатируемыми и эксплуататорами равенства быть не может. Главным фактором, способствующим его достижению, является захват политической власти трудящимися. В этом случае будет решен вопрос о политическом и социальном равенстве крестьянства, рабочего класса и трудовой интеллигенции.

Теория марксизма считает основным политическим вопросом вопрос о власти, главным образом, государственной. Наличие государственной власти позволяет тем или другим силам воздействовать на все сферы социальной жизни, утверждая, таким образом, свое господство.

Марксистская теория денег рассматривает роль золота как товара особого рода. Золото, сохраняя свою товарную природу, обладает стоимостью и потребительской стоимостью, применяется в промышленных целях. Потребительская стоимость начинает выступать всеобщей формой, посредством которой проявляется стоимость прочих товаров. Конкретный труд, заключенный в деньгах, может рассматриваться как всеобщее выражение абстрактного труда человека.

Сквозь всю теорию марксизма проходит идея о классовых, политических интересах. В них отражено все то, что может способствовать упрочению положения того или другого субъекта (нации, партии, класса) в обществе. При этом в политической сфере немаловажное значение придается факту осознания субъектом собственного политического интереса, а также способности увидеть истинные интересы прочих участников.

12. Фашизм: идеология и политика.

Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.

Сегодня в политологии сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

13. Субъекты политики: понятие, классификация.

Субъект политики — это активная, целенаправленно действующая сторона политического процесса. Как синоним используется и понятие -политический актор. Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Классификации:

*Социальный уровень – индивиды, социальные группы, классы, нации, локальные и региональные общности

*Институциональный уровень – организованные группы интересов(общественные объединения), партии, государство, межправительственные и неправительственные организации, политическая элита и контрэлита

*Функциональный уровень – институты, для которых политика не является основным занятием, но, тем не менее, они играют в ней значительную роль: церковь, армия, университеты.

Первичные и вторичные субъекты:

Вторичные субъекты –политические институты: общественные объединения, политические партии, государство;

Первичные, базовые субъекты – социальные группы, классы, нации.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст