Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Слово «метод» (греч. methodos): meta — вне, за пределами и hodos — путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.

СХЕМА ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

Шаг 1: Определение цели

Чему вы хотите научить детей, какие формировать знания, навыки. качества.

Расположите цели в порядке от самой важной до менее важной.

Спросите себя, почему выбрана цель № 1 как самая важная?

Шаг 2: Определите тему

Спросите детей: что они хотели бы знать.

Спросите себя: что вы могли бы им дать.

Спросите родителей: что интересного они могли бы сообщить детям.

Шаг 3: Определите препятствия

Какие препятствия существуют на пути достижения ваших целей?

Шаг 4: Выработка стратегии для преодоления препятствий

Как можно преодолеть трудности?

Чего не хватает: наглядного материала, информации, чьей-либо помощи?

Использован ли творческий подход для преодоления трудностей?

Шаг 5: Выработка плана действий

Спросите себя: какие задачи нужно выполнить,

что прочитать, узнать, сделать, организовать,

кому и что поручить,

к кому и зачем обратиться?

Шаг 6:Воплощение плана

Реализуйте намеченный план

Шаг 7: Оценка процесса и результата

Спросите себя: насколько выполнены цели?

Какие препятствия не учтены?

Насколько эффективен был контакт с детьми, коллегами, родителями?

При выборе темы и осуществлении планирования по методу проектов необходимо учитывать: основные аспекты жизни общества.

После выбора темы важно разработать мероприятия в соответствии с интегрированным подходом к решению проблемы по методу проектов, т.е. решить проблему с учетом интеграции всех образовательных областей: познание, здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация, безопасность, труд, музыка, художественное творчество, ЧХЛ.

Далее спланировать работу с учетом всех видов деятельности детей и использованием всех центров активности имеющихся в группе.

Виды проектов:

По срокам реализации (краткосрочные (1-2 недели, одно или несколько занятий); среднесрочные (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год-два)).

По составу участников (межгрупповые, групповые, индивидуальные, комплексные).

Типы проектов:

Исследовательско-творческие (участники экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде творческой работы)

Ролевые, игровые (с элементами творческих игр, когда участники принимают на себя роли и решают по-своему поставленные проблемы)

Информационно-практико-ориентированные (участники собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, «Портрет группы» и др.))

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя» или «Неделя творчества»)

Как оформить проект

Автор

Ф.И.О., должность

Тема проекта

название, тип, вид

Цель проекта

Задачи проекта

Участники проекта

Сроки реализации проекта

Результат

ИНСТРУКЦИЯ

по оформлению проекта

Приступая к оформлению проекта, тщательно продумайте информацию, которую Вы разместите в каждой графе. Внимательно читайте подстрочный текст и размещайте требующиеся данные.

Чтобы указать тип и вид проекта, вспомните классификацию проектов, используемых в практике ДОУ.

Особое внимание уделите лаконичной формулировке цели и задач проекта. Учтите, чем конкретнее определена цель действия, тем легче оценить его результат. Решение задач ведет к поэтапному достижению поставленной цели.

Помните! Результат проекта должен быть, что называется, «осязаемым». Это тот продукт, который задумывается изначально, при постановке цели, и будет значимым не только для участников проекта, но и для окружающих.

План-схема

реализации проекта

название, тип, вид проекта

Таблица 1.

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

I этап

II этап

III этап

ПАМЯТКА

по составлению плана-схемы реализации проекта

I этап подготовительный (разработка проекта).

Создаём игровую мотивацию. Основой мотивации должен стать продукт.

Входим в проблемную ситуацию.

Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта.

Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели.

Планируем деятельность и возможные мероприятия.

Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью.

Подбираем средства реализации проекта.

Определяемся, чему научиться для достижения цели.

Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки.

II этап основной.

Проводим мероприятия по созданию исходного продукта.

Ищем необходимую информацию.

Налаживаем взаимодействие между участниками проекта.

Организуем поисковую, творческую деятельность.

III этап заключительный.

Презентация продукта деятельности.

Подведение итогов (Что получилось или не получилось? Почему?

Раздел Практические материалы может включать собранную информацию по теме, разнообразные рабочие материалы, используемые в ходе реализации основных направлений проекта (схемы, планы, конспекты проведения бесед, наблюдений, занятий, игр, игровых упражнений с детьми; продукты детской деятельности; фотоматериалы и др.).

В разделе Выводы могут быть отражены особенности непосредственной реализации проекта; анализ успехов и неудач; значимость достигнутых результатов и т.п.