Метод проектов в образовании дошкольников

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Многие педагоги опасаются использовать его в своей работе по разным причинам или применяют, не вникая в сущность, что не приводит к ожидаемому результату. Возникают вопросы: зачем нужны такие серьёзные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: новая ситуация требует новых подходов.

Дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности детей, однако начинать вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в дошкольном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности и значительной части дошкольников не удаётся в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Классификация проектов

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной.

Критерии

Виды проектов

1

Доминирующая деятельность в проекте

Исследовательский

Поисковый

Творческий

Ролевой

Прикладной (практико-ориентированный)

Ознакомительно-ориентированный

2

Предметно- содержательная область

Монопроекты (в рамках одной области знаний)

Межпроектный проект

3

Характер координирования проекта

Непосредственный (жёсткий, гибкий)

Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

4

Характер контактов

Проекты, организуемые среди участников одной группы, учреждения, города, региона, страны, международные

5

Количество участников проекта

Коллективные

Индивидуальные

Групповые

6

Продолжительность выполнения проекта

Краткосрочные

Средней продолжительности (от недели до месяца)

Долгосрочные (от месяца и больше)

Поэтапное развитие проектной деятельности

Поэтапное развитие проектной деятельности, адаптированное к ДОУ, выглядит так:

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатор — воспитатель

2

Планирование

«Модель трёх вопросов»

(Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

Составление «Паутинки»

(виды деятельности, направленные на реализацию проекта)

Составление системной «Паутинки» (базовые знания)

Планирование проектов (конечный продукт)

Календарное планирование

3

Реализация проекта

Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта

4

Презентация

Презентация конечного продукта

5

Завершение проекта

Анализ

Подведение итогов

Модель трёх вопросов

Воспитатели, прислушиваясь к детям, накапливают достаточно много информации об их интересах и насущных потребностях, о событиях в детском саду, семье и обществе, затронувших мысли и душу ребёнка. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы (потенциальная тема) проекта. Следующие действия посвящены развёртыванию конкретной темы от выбора целей до получения продукта.

Другой, ни в коей мере не отрицаемый подход, заключается в определении взрослыми темы, актуальной для развития детей как членов социального общества – таких традиционных для дошкольного мира, как «Одежда», «Животные» и т.д.

Весьма любопытно наблюдать, как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых, им детей. Для пояснения обратимся к описанию конкретной темы «Перелётные птицы».

Ф.И. ребёнка

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

1

Лера Б.

Что им страшны холода.

Почему птицы не разговаривают?

У тех, кто птиц изучает.

2

Дина В.

Что они улетают на юг, нет еды.

Почему не все птицы улетают?

В книжке.

3

Миша И.

То они перелетают, что есть зимующие и перелётные.

За сколько дней они долетают до тёплых краёв?

В компьютере, в книжке.

4

Ангелина И.

Что птицы умеют летать, бывают разные.

Почему птицы летают, а люди нет?

Наверное, в книге или в компьютере

«Жизнь птиц».

5

Тимофей К.

Перелетают, потому что кончается еда.



Почему птицы летают, а лошади нет?

У волшебника.

6

Лиза К.

Птицы – это летающие животные.

Как колибри быстро летают? Как ласточки вьют гнёзда?

В книгах

7

Даня П.

Ласточки делают гнёзда в стоге сена.

Какой у птиц мозг? Большой или маленький, с орешек.

Наверное, в энциклопедии или у учёных.

8

Тимофей Х.

То, что они перелетают и возвращаются на Родину.

Плавают ли аисты?

В птичниках.

9

Коля Ф.

Улетают в тёплые края.

Что у птиц внутри?

В школе.

10

Алиса С.

Улетают в тёплые края.

Как они находят дорогу обратно?

В библиотеке.

11

Настя Т.

Они улетают, чтобы поесть, а потом возвращаются.

Как они поют красиво?

Путешествовать и смотреть внимательно.

12

Света Г.

Что жаворонки прилетают самыми первыми.

Как птицы спят?

Не знаю

13

Маша Т.

Улетают в тепло, потому что нет еды.

Почему они возвращаются из тёплых стран?

В энциклопедии.

14

Гриша С.

Что они перелетают в тепло.

Как они летают?

От мамы, например, или от книг

15



Матвей К.

Что они питаются насекомыми.

Что жаворонки делают в тёплых краях?

В библиотеке

Тема выбрана. Следующий шаг – инициирование и организация обсуждения конкретного содержания для развёртывания темы.

Планирование «Системная паутинка»

Из общего обсуждения с детьми и родителями темы, из «модели трёх вопросов рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности.

Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получают в ходе составления плана «Паутинки».

Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания по теме в центрах активности. Форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно.

Создание развивающей среды (оснащение центров активности)



Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. Игра для ребёнка – это познание, а познание – это игра.

Центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется, наблюдая за деятельностью детей, за конкретным ребёнком. Учёт деятельности детей желательно фиксировать в «Карте работы в центрах активности».