Пояснительная записка

Знания — дети удивления и любопытства

Луи де Бройль

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Обследование вновь поступающих в ДОУ детей ежегодно выявляет у них дефицит особенностей лексической системы языка в их числе, какими особенностями характеризуется предикативная лексика. Поэтому одним из центральных направлений в коррекционной работе мною была определена цель в том, что активизация предикативной лексики будет происходить наиболее успешно, если работа будет опираться на использование пиктограмм в процессе дидактических игр и заданий.

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.

С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе я строила свою работу поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первоначально в процессе работы над глагольной лексикой используется пиктограмма по следующей схеме:

Глагол → демонстрация действия → картинка → пиктограмма.

Такой прием введения пиктограммы позволяет расширить и уточнить лексический состав слова через серию упражнений. Пиктография как средство формирования словарного запаса позволяет не только наглядно представить структуру предложения, но и наполнить предложение лексическим материалом разной степени обобщенности, активизировать номинативный и предикативный словарь детей. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный, поэтому, использование пиктограмм – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования, схем, пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи;

профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

Рецензия

Методическая разработка посвящена проблеме формирования предикативной лексики у старших дошкольников с нарушениями речи.

Логопед дает краткий обзор теоретического материала по данной проблеме, рассматривает особенности формирования предикативной лексики в психолингвистическом и психологическом аспектах.

В данной работе, предлагается формировать предикативную лексику у дошкольников с нарушениями речи, через диалогическую речь в дидактической игре на основе методик Глухова В.П., Чиркиной Г.В., Жуковой Н.С., Лалаевой Р.И., Ткаченко Т.А.

Автор подчеркивает необходимость применения дидактических игр по развитию предикативной лексики у детей с нарушением речи в дошкольном возрасте.

Разработка «Играем с пиктограммкой» содержит новые вариативные формы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет более полно развивать связную речь дошкольника и её лексико-грамматические стороны. В конечном итоге предлагаемая работа призвана, качественно подготовить дошкольников с речевыми нарушениями к успешному овладению школьной программы.

Методическая разработка имеет практическую значимость для логопедов, воспитателей и родителей.

Заведующая МБ ДОУ _______________О.В. Самойличенко

Старший воспитатель _______________Н.В. Деревяшкина

Руководитель МО _________________И.А. Романович

Методическая разработка

«Играем с пиктограммкой»

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Несмотря на то, что в последние годы проводятся исследования словаря у дошкольников с нарушением речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Остается нерешенным ряд вопросов, касающихся особенностей лексической системы языка у детей в их числе: какими особенностями характеризуется предикативная лексика.

Слова, входящие в предложение, образуют высказывания, формулировку мысли или события и являются, следовательно, единицами суждения. Такие группы слов состоят из отдельных элементов синтаксиса и в простых случаях ограничиваются только объектом и предикатом («дом горит»), в более сложных случаях включают субъект, предикат, объект («мальчик ударил собаку», «девочка пьет чай»); на этой основе образуются, наконец, такие высказывания, которые практически могут выражать любую мысль.

Анализ научных данных показал, что у детей 5 – 7 лет предикативная лексика проходит сложный путь становления и составляет более раннюю форму речевой деятельности и непосредственно связана с естественной практической жизнью ребенка.

Результаты обзора литературных источников позволяют сделать следующие выводы:

- предикативная лексика представляет собой сложно структурированную организацию, ядро которой составляют глагольные предикаты, организующие в определённую систему другие части речи;

- проблемы изучения общих и специфических особенностей формирования предикативной лексики у детей с нарушенным развитием, а также определения дифференцированных приёмов её коррекции разработаны в логопедии недостаточно и требуют специального рассмотрения.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Цель методики заключается в том что, активизация предикативной лексики будет происходить наиболее успешно, если работа будет опираться на использование пиктограмм в процессе дидактических игр и заданий.

Работа проводится с использованием дидактических игр на фронтальных занятиях, и индивидуальных занятиях. В основе коррекционной работы положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, используются приемы наглядности и доступности материала.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первоначально в процессе работы над глагольной лексикой используется пиктограмма по следующей схеме:

Глагол → демонстрация действия → картинка → пиктограмма.

Такой прием введения пиктограммы позволяет расширить и уточнить лексический состав слова через серию упражнений. Пиктография как средство формирования словарного запаса позволяет не только наглядно представить структуру предложения, но и наполнить предложение лексическим материалом разной степени обобщенности, активизировать номинативный и предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи. Уровень сложности изображения подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей.

1 этап (подготовительный).

Цель этого этапа состоит в закреплении у дошкольников умения использовать однословные и двухсловные высказывания в самостоятельной речи. Первый этап включает в себя четыре комплекса игровых приемов.

Установление соответствия между пиктограммой и обозначаемой лексемой.

Пиктографический код включает пиктограммы, которые представляют символическое, реальное, абстрактное обозначение предметов, действий и признаков предмета. При соотнесении лексического значения слова с визуальной опорой используется следующий алгоритм: задается вопрос к существительному, глаголу, прилагательному, наречию; дети сопряжено воспроизводят актуализируемую лексему; слово соотносится с предметом или картинкой, а затем с пиктограммой и вновь произносится детьми.

Усвоение детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры.

Продуцирование детьми указанных конструкций происходит с помощью вопросно-ответной формы, определяющей в высказывании субъект и предикат. Дошкольники учатся подбирать близкие и далекие по значению предикативные лексемы, таким образом, формируются парадигматические связи. Работа над организацией синтагматических связей идет через включение предиката в контекст двухсловной конструкции по предложенной схеме-модели предложения (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).

Например: Утка летит; утки летят.

Изучение грамматических категорий в структуре двухсловного высказывания.

Овладевая алгоритмом двухсловных фраз, дети учатся образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением); изменять наиболее частотные именные, глагольные и адъективные предикативные единицы по родам, числам и падежам. При изучении элементарных форм изменения и образования слов дошкольникам предлагаются пиктограммы, которые содержат дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (*).

Включение двухсловных конструкций в диалогическую речь.

Дошкольники осваивают простейшие типы диалогов, постепенно овладевают парностью реплик, умением понимать их смысл и правильно реагировать на вопрос двухсловным высказыванием. Все реплики, продуцируемые детьми, сопровождаются пиктограммами.

При употреблении однословных конструкций используется следующий алгоритм:

сопряженное проговаривание слова;

показ действия детьми;

предъявление пиктограммы данного слова-действия;

отраженное и самостоятельное произнесение слова детьми;

повторение детьми за логопедом слов, обозначающих данные предметы.

Расширению глагольного словаря способствует подбор слов-действий к пиктограмме. Предлагаются пиктограммы, которые соотносятся с глаголами, лает, мычит, мяукает и т.д. Дети произносят глаголы и соотносят их с предметной картинкой, на которой изображен человек или животное. Для активизации глагольного словаря используются приемы «Определи лишнее действие», «Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?», «Покажи, кто спит, а кто лежит», «Покажи, кто везет, а кто несет».

По формированию двусоставного предложения предлагается подбор названий предметов к названным действиям по следующей конструкции: существительное в именительном падеже + согласованный глагол 3 лица единственного числа.

Используется демонстрация действий, сюжетные картинки. Дети отвечают на вопросы: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?». Также дети дают качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: «Кто это? Что (он, она) делает? Как (он, она) это делает?». Детям предлагается соотнести графические символы подлежащего и сказуемого со структурой составленного предложения и подобрать к предложениям нужную графическую схему.

Проведенные в первом этапе приемы и упражнения способствуют развитию предикативных процессов, созданию у детей с речевой патологией нового уровня обобщений и абстрагирования, что содействует увеличению длины высказывания.

2 этап (основной).

Цель данного этапа работы заключается в формировании у дошкольников с общим недоразвитием речи умения использовать предикативные лексемы в структуре многословного высказывания.

Второй (основной) этап включает три игровых приема.

Овладение детьми парадигматическими и синтагматическими связями в структуре многословного высказывания.

Актуализированные антонимы и синонимы вводятся в многословные конструкции. Упражнения на подбор антонимов и синонимов применяется как средство уточнения предиката и формирования парадигматических связей. При работе над синонимами внимание детей акцентируется на том, что близкие по смыслу лексемы обозначаются одной и той же пиктограммой. Работа над синтагматическими связями происходит за счет расширения высказывания.

Усвоение грамматических категорий в структуре высказываний различной длины.

Отработанные на предыдущем этапе грамматические модели включаются в многословные высказывания с опорой на пиктографический код. Детям предлагаются упражнения направленные на усвоение предикативных связей в высказываниях различной длины (от 3 слов до 5 и более): субъект – действие (предикат) – объект (Девочка рисует цветок). Далее предлагаются следующие модели высказываний: субъект – действие (предикат) – объект – орудие действия (Мальчики пилили дрова пилой); с «двойной предикативностью» (Бабушка сидит в кресле и смотрит телевизор); с двумя антонимическими предикативными лексемами (Тане грустно, а Олегу весело); сложносочиненные конструкции, состоящие из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Лена ушла в школу, а Коля пришел из школы). При составлении предложений используются пиктограммы и графические записи. Дети должны выбрать схему к данному предложению.

Включение высказываний различной длины в диалог.

На данной стадии формирования предикативной лексики дошкольники знакомятся с различными типами диалогов. Развитие диалога происходит по восходящей линии – от небольших диалогов, состоящих из 3-4 парных реплик, к более сложным по содержанию и объему.

На логопедических занятиях применяются такие формы работы, которые способствуют расширению предикативного словаря. Детям предлагается:

- повторять за логопедом образцы коротких диалогов из 3 – 4 реплик;

- самостоятельно закончить заданную логопедом коммуникативную ситуацию;

- самостоятельно задавать вопросы друг другу и отвечать на них, следуя образцу, данному логопедом;

- беседовать в парах об окружающих предметах, одежде, о погоде по картинке, серии картин;

- воспроизводить диалог с изменением ситуации (беседующие меняются ролями, меняется предмет высказывания, меняется лицо, о котором говорилось)

Согласно цели основного этапа использование игровых приемов и упражнений: применение пиктографического кода с постепенным сворачиванием количества зрительных опор и выходом на самостоятельную речь; разыгрывание диалога по ролям; дополнение реплик диалога; составление многословных высказываний по «рассыпанным» пиктограммам, графической схеме позволяет детям адекватно и точно употреблять предикативные лексемы в самостоятельных высказываниях различной длины.

Систематическая и целенаправленная коррекционная работа с использованием пиктограмм в игровых упражнениях способствует активизации и обогащению предикативной лексики у детей с нарушениями речи.

Подобранный материал можно применять на фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, а также рекомендовать для закрепления словаря детей в вечернее время в процессе игровой и совместной деятельности.

Игры, предложенные в приложении, подобраны с усложнением и объединены по тематическому принципу, они собраны в группы, соответствующие этапам развития словаря детей в онтогенезе. Поэтому эта система позволяет учителю-логопеду выбрать любую игру в зависимости от этапа проводимой работы. Имея вариативный характер, пиктограммы могут видоизменяться и усложняться в любом направлении по желанию педагога, или использоваться в готовом виде, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Упражнения на использование однословных и двухсловных высказываний в самостоятельной речи

Лает (собака) →

Говорит (человек) →

Цокает (белка) →

Мяукает (кошка) →

Летит (самолет) →

«Определи лишнее действие»

1. Мебель стоит лежит летит

2. Посуда стоит лает лежит

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?»

Цель: Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации.

Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.

Бежит – прыгает Несет – везет

Моет – умывается – стирает Подметает – чистит

Лежит – спит Шьет – вяжет

«Покажи, кто спит, а кто лежит»

Подбирается картинный материал с соответствующим сюжетом.

Составить предложения по сюжетным картинкам и ответить на вопрос: кто на чем сидит, лежит, спит? Соотнести картинку с пиктограммой.

Речевой материал:

Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит на суку. Папа лежит на диване. Мальчик лежит на песке. Бабушка спит на кровати.

«Что мы делаем?»

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Дети повторяют действия за логопедом, сопровождая их речью.

Дети сопряжено с логопедом проговаривают: «Хлоп-хлоп-хлоп. (Что мы делаем?) Хлопаем. Топ-топ-топ. Топаем».

Игра повторяется. Дети отвечают на вопрос логопеда самостоятельно.

Усложнение: Прослушать стихотворение «У меня друзей немало».

У меня друзей немало.

Я их всех нарисовала.

Маша машет. Паша пашет.

Коля колет. Поля полет.

Валя валит. Катя катит.

Света светит. Соня спит.

Тоня тонет. Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню.

Нарисую что-нибудь.

Ответить на вопрос «Что делают дети?» с опорой на имя.

«Волшебный ящик»

В ящике сложены разные игрушки. Ребенок, доставая игрушку из ящика, но, не видя ее, наощупь определяет что это, и называет игрушку вместе с действием.

Кто?

Что делает?

Бабочка

Летит

Садится

Кружится

Комар

Жук

Воробей

Ласточка

«Угадай, кто что делает»

мальчик читает мальчик слушает мальчик пишет

мальчики читают мальчики слушают мальчики пишут

________ →

(в пиктограмме обозначение → указывает на выполняемое действие)

«Угадай-ка»

Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Материал: Плюшевый медведь.

Организация.

Логопед загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают. Появляется медведь.

Логопед. А вот еще одну загадку послушайте: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? (Ответы детей).

Мишка. Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.

Логопед. Конечно, мишка, ты большой, лохматый, коричневый, но я-то сказала: большая, лохматая, коричневая. Большая – собака, а ты – большой.

А эта загадка о ком: коричневая, веселая, смешная – это мишка или обезьяна? (Ответы детей).

Мишка. Мы с ребятами уже знаем: смешная – обезьяна, а я – веселый и смешной.

Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки. При ознакомлении с глиняными предметами, например, можно спросить:

- Коричневый, блестящий, большой – это кувшин или ваза?

- Глиняное, расписное, большое – это блюдо или ваза?

При ознакомлении со стеклянными предметами можно задать такие вопросы:

- Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или банка?

- Стеклянная, хрупкая, прозрачная – это стакан или ваза?

Усложнение:

Дети должны подобрать к выражениям пиктограмму:

~ , где ~ — адъективный предикат

Например: Кошка – пушистая, мягкая, веселая.

«Где я был?»

Цель: Образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных.

Организация:

- Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море).

- А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели много: много волков или бабочек. Поможет вам загадать мне загадки пиктограмма: + —, где + — это много, а — — слово. Например: много волков — + —

Главное в этой игре – не отгадывание, а загадывание.

«Кто, на чём едет и играет?»

Цель: Учить образовывать существительные с помощью суффиксов, активизировать в речи детей.

Организация:

Логопед начинает предложение, а дети должны закончить.

На велосипеде едет (велосипедист); На мотоцикле едет (мотоциклист);

На гитаре играет (гитарист); На балалайке играет (балалаечник);

На гармошке играет (гармонист); На скрипке играет (скрипач);

На виолончели (виолончелист); На барабане (барабанщик).

Детям предлагается соотнести высказывания с пиктограммой: — → *

— — орудие действия

→ — действие

* — именной предикат

Игра «Покажи картинку».

Логопед предлагает детям показать правильно картинки и соотнести с пиктограммой: → ; → (человек – действие; животное – действие ).

Речевой материал:

входит — выходит, влетает — вылетает, въезжает — выезжает, прибегает -убегает, приезжает — уезжает, прилетает — улетает, приходит — уходит, подходит — отходит, подлетает — отлетает, подплывает — отплывает, подъезжает — отъезжает, закрывает — открывает, наливает — выливает, насыпает — высыпает.

Усложнение:

Логопед предлагает назвать действия во множественном числе и соотнести с пиктограммой: → + (Мальчики выходят), + — глагол во множественном числе.

«Правильно назови слово»

Цель: Учить согласовывать глагол с существительным в роде и числе.

Логопед называет первое слово предложения, дети его заканчивают.

Кошка (спала). Заяц (бежал). Кот (спал). Белка (прыгала). И т.д.

«Подбери предложение к схеме и пиктограмме»

Девочка читает

Мальчик пишет письмо

Мы рисуем картину карандашами

Девочка разговаривает дома по телефону

Мальчик читает книгу и пьет сок → →

Графические схемы к предложениям:

— ═ — ═ ~



Страницы: 1 | 2 | Весь текст