Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рятамак

Разработка урока по географии на тему:

«Население России. Демографическая ситуация»

Выполнила: учительница географии

Зиазетдинова Л.И.

с. Рятамак 2011г.

Тема: Демографическая ситуация.

Цели:

1)выявить значение демографической ситуаций;

2)проанализировать возрастную структуру населения.

Оборудование: карты, диаграммы, таблицы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1.Рассказать о миграционных процессах.

2.Рассказать о насильственных перемещениях.

3. «Мой край в судьбе России» — обсуждение.

4. Индивидуальные карточки-здания ( 3-4 ученика): перечислите и проанализируйте основные направления миграций в России:

а) до 1917 года б) в современный период

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

II. Знакомство с новым материалом.

В в о д н о е с л о в о у ч и т е л я.

Демографическая ситуация — это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

Демографическая политика – меры, принимаемые государством по регулированию рождаемости (пособия на рождение детей, дополнительные отпуска, получение жилплощади – стимул к рождению детей; в Китае – меры по ограничению рождаемости: возраст вступления в брак, разрешение на рождение только одного ребенка и т. д.).

Ярким показателем демографической ситуации является половозрастная структура населения.

З а д а н и е 1. Проанализируйте структуру населения России на начало 1998 г. ( рис. 17, с. 64.). Способ анализа:

- выявить долю лиц моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) и всего населения;

- выявить долю лиц в трудоспособном возрасте (16 – 59 лет – мужчины и 16 – 54года – женщины) из всего населения;

- выявить долю лиц старшего трудоспособного возраста ( мужчины – старше 60 лет , женщины – старше 55 лет) из всего населения.

После ответов учеников учитель обобщает. Например, в 1989 году соотношение «дети – трудоспособные – пожилые» оставило 25% — 57% — 18%; значит, преодолели люди трудоспособного возраста из всей численности; в трудоспособном возрасте женщин было больше, чем мужчин и т. д.).

Трудоспособный возраст — это возраст, когда люди полны сил и энергии для работы, от 16 до 54 лет – у женщин, от 16 до 59 лет – у мужщин. После этого наступает пенсионный возраст.

З а д а н и е 2. Рассмотрите рис. 18, с. 65. На рисунке показана доля населения старше трудоспособного возраста; проанализируйте и сделайте вывод.

III. Итог урока.

Динамика численности населения непрерывно изменяется. Этот процесс будет фиксироваться отделами ЗАГСов населенных пунктов. Более точные статистические данные о численности населения России формируются в процессе проведения переписей населения. Проводятся переписи один раз в десять лет (первые были проведены в XXI веке). По последней переписи видно, как изменилась численность России (в 1998 году Россия была на шестом месте по численности населения (147 млн. чел.) и прогнозировался переход в 2000г. (На седьмое место). В настоящее время Россия уступает Пакистану и находится на седьмом месте (145 млн. чел.) половозрастная структура зависит от ряда причин и тоже носит динамичный характер.