Методическое пособие «Логическое развитие детей дошкольного возраста»

Введение

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики классов уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Актуальность:

обобщение, систематизация и апробация методов и приёмов развития логического мышления;

подготовка дошкольников к усвоению математических знаний;

формирование умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять, измерять, но и рассуждать. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Мыслительные операции разнообразны. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Ребенок анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Известно, что ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторыми чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и прочим. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. На основе наглядно – действенной формы мышления начинается складываться наглядно – образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Данная работа состоит:

- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;

- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Ведущая педагогическая идея: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Технология

Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи:

развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

развитие интеллектуальных способностей.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

в группах созданы математические уголки, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

формирование речи как средства общения. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим подобраны такие словесные игры как «Скажи наоборот»; «Назови одним слово»; «Часть – целое»; «Логические концовки»; «Сравни».

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики. Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций рекомендуются проводит такие игры, как : «Отгадай-ка»; «Магазин»; «Отвечай поскорей»; «Назови три предмета»; «Сложи фигуры»; «Что лишнее и почему» и др.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов. Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”. Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать. Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода. Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие. Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность. К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Программные задачи

Кол-во

Пособия

Учить составлять план игрушечной комнаты использовать заменители мебели

4

Макет кукольной комнаты,

Игрушечная мебель

Познакомить с понятием круг «Эйлера», с системой графического отображения

2

Карточки с изображением посуды

Учить графически отображать понятие «цветы»

1

Набор картинок с цветами

Учить графически отображать понятие «игрушки»

1

Набор картинок

Учить анализу взаимного расположения детских столов и стола воспитателя в ситуациях занятия. Уметь видеть изменения в расположении столов

2

Графический план группы

Познакомить детей с возможностью классификаций понятий по разным основаниям

2

Карточки с изображением диких и домашних животных

Учить анализу взаимного расположения столов, с изменением их месторасположения

2

План группы

Учить детей самостоятельно отображать план той части комнаты, где проходит занятие

1

План группы, карандаш, альбомный лист

Учить классифицировать понятия по разным основаниям

1

Рисунки, выполненные карандашом и красками

Учить анализу взаимного расположения помещения за пределами видимого пространства

2

Фигурки зверей, альбом, карандаши

Учить анализировать расположение предметов в видимом открытом пространстве

2

Готовый графический план

Учить классифицировать понятия по разным основаниям

1

Карточки с изображением транспорта

Учить ориентироваться на макете участка детского сада

2

План и макет участка детского сада

Учить классифицировать понятия «геометрические фигуры», отображать их в кругу «Эйлера»

1

Геометрические фигуры

Учить использовать план для нахождения определенного места на участке детского сада, пользоваться запрещающими и предписывающими знаками

1

Графический план участка детского сада, знаки

Учить детей используя план, находить предмет, точно ориентироваться в помещении детского сада

2

Детские планы

Учить детей графически отображать отношения между съедобными и несъедобными грибами

1

Карточки с изображением грибов

Учить анализировать расположение частей открытого пространства за пределами его видимой части со сменой точки отсчета

1

Графические планы участка

Познакомить детей с сериационными отношениями понятий

2

Карточки с изображением самолета, поезда, усл. Обозн неба, моря, жел. Дороги, шоссе

Учить детей, используя план, находить определенный объект

2

Графические планы

СТАРШАЯ ГРУППА

Программные задачи

Кол — во

Пособия

Познакомить детей с системой графического отображения классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Учить сравнивать объемы понятий

1

Карточки с изображением понятий

Учить анализировать взаиморасположение частей открытого пространства

2

Макет участка детского сада, план участка

Учить подбирать родовое понятие к видовым в группу «животные»

1

Карточки к группам «звери», «насекомые», «рыбы», «птицы»

Учить отображать разные группы понятий с помощью одного и того же типа модели

1

2 группы карточек

Учить пользоваться планом для нахождения определенного места на участке детского сада

1

План участка знаки

Учить классифицировать по разным основаниям. Учить решать логические задачи.

1

Карточки с изображением диких и домашних животных

Учить анализу расположения частей открытого пространства за пределами его видимой части

2

Детские планы участка

Учить самостоятельно устанавливать родо-видовые отношения между понятиями

1

Карточки с изображением игрушек, транспорта

Учить выделять признаки понятий и сравнивать их по содержанию. Закрепить умение самостоятельно устанавливать отношения между понятиями

2

Карточки с изображением людей

Учить классифицировать понятия по разным основаниям, отображать признаки понятий с помощью условных обозначений

1

Карточки с изображением транспорта, условные знаки

Учить самостоятельно отмечать изображения на плане, которым соответствуют искомые на улице объекты

2

Графические планы улицы и ее части

Учить рисовать самостоятельно план улицы, отображать на нем «маршрут»

2

Альбомный лист, карандаш

Учить пользоваться планом незнакомой местности

2

Графические планы местности

Учить детей наполнять содержанием модель отношений между понятиями

1

Карточки предметные

Учить детей графически отображать автобусные маршруты

2

Макет местности, планы части города

Учить классифицировать отношения между понятиями «спорт», графически отображать эти отношения

1

Карточки с условными обозначениями

Учить детей самостоятельно путешествовать по карте

2

Карта города

Познакомить детей с сериационными отношениями понятий

1

Предметные карточки, условные обозначения

Учить использовать сериационные отношения между понятиями

3

Предметные карточки, условные обозначения

Познакомить детей с географической картой

2

Географические карты

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Программные задачи

Кол — во

Пособия

Учить подбирать родовые понятия к видовым и наоборот. Познакомить с системой графического отображения классификации понятий в форме «Классификационного древа»

1

Условные обозначения овощей, фруктов

Закрепить усвоения содержания занятий по ориентировке в пространстве.

2

Готовый графический план спальни

Учить классифицировать животных и выделять существенные признаки разных видов животных

1

Условные обозначения животных, рыб, зверей, насекомых, бабочек

Закрепить знание содержания понятий «животные», «птицы». Учить самостоятельно строить простейшие модели между понятиями

1

Кукла Незнайка, игрушечный утенок, условные обозначения цветов

Учить детей пользоваться планом нескольких знакомых помещений, расположенных рядом

2

Планы группы, спальни, план 2-го этажа

Учить детей подбирать родовое понятие к видовым и наоборот, ориентируясь на модель

1

Модель классификационного древа

Учить разбору содержания понятий, сопоставлению объемов родового и видового понятий

1

Условные обозначения транспорта

Закрепить знания об условных изображениях, принятых при черчении планов. Дать детям первые представления о последовательности при черчении планов, первые представления о масштабе.

2

Графические планы

Учить детей использовать знание существенных признаков для выяснения того, к какому понятию относится объект

1

Условные обозначения животных: собаки, тигра, оленя, льва, белого медведя

Продолжать учить построение моделей соотношения между понятиями

1

Геометрические фигуры разной формы, цвета, величины

Формирование представлений о масштабе – знакомство с выбором мерки для измерения длины

1

Рейки, бруски, цифры от 1 до 10, тетради

Учить построению моделей соотношения между понятиями (снизу/вверх)

1

Условные обозначения видов спорта (зимнего и летнего)

Закрепить представление о масштабе, о назначении планового изображения

1

Планы нескольких помещений



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2018