Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга

Непосредственная образовательная деятельность

На тему: «Прогулка в весенний лес»

С использованием технологий: ТРИЗ, мнемотехникаоделирование

(для старшего дошкольного возраста)

Автор:

Шмыткина Любовь Константиновна

Воспитатель ГБДОУ №86

Приморского района

Санкт-Петербург

2012

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, музыка, коммуникация.

Задачи с интеграцией образовательных областей:

«Познание» — закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, развитие мышления, восприятия.

«Социализация» — приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в природе.

«Физическая культура» — закрепить умение участвовать в подготовительных играх, способствующих развитию психофизических качеств, координация движений, умение ориентироваться в пространстве.

«Музыка»- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

«Коммуникация» — продолжать работу при активизации природоведческого словаря, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Материалы и оборудование: дидактические игры «Одуванчик», «Правила друзей леса», «Когда это бывает?», «Времена года», иллюстрации, музыкальное сопровождение, демонстрационный материал, таблица с элементами ТРИЗ.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрационного материала, дидактические игры природоведческого содержания.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Дети в групповой вокруг столов, перед каждым ребенком карточки — модели игры «Когда это бывает?»

Входит воспитатель и предлагает немного пофантазировать:

- Ребята, давайте сегодня с вами перенесемся из детского сада в другое место ( звучат голоса лесных птиц).

- Ребята, где вы сейчас очутились?

Дети:

- В весеннем лесу!

Воспитатель:

- Мне так хорошо, что хочется читать стихи, но о каком времени года идет речь в них, вы мне подскажете сами.

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея, блещут небеса, еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.

(А.С.Пушкин)

На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

(Б.Заходер)

Возвращаются скворцы — наши старые жильцы. Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся.

(Г.Ладонщиков)

Воспитатель:

- Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети:

- Весной!

- Но весна бывает разной: ранняя, середина и самая теплая в конце, ближе к лету.

Воспитатель:

- Сколько месяцев длится весна? И как их называют в народе?

Дети:

- Март — утро года.

- Апрель — капельник.

- Май — ледоход.

Воспитатель:

- Молодцы! Послушайте еще стихи и скажите — докажите, о каком весеннем месяце каждый из них.

Замер лес в прозрачной дымке, на деревьях тают льдинки. С веток капает капель и слышна синицы трель ( март)

Снег сошел. Запахло прелью. Прокатился в небе гром. Муравьи под старой елью всем семейством строят дом ( апрель)

Дружно лопаются почки, распускаются листочки, на траве роса дрожит, лось за радугой бежит ( май )

Дети:

- В марте погода очень изменчивая, много еще заморозков.

- Природа начинает « пробуждаться».

- В апреле очень много воды, тает снег, звенит капель.

- Звери и птицы готовятся к выведению потомства.

- В мае очень много травы, цветов, листвы на деревьях. Появляются насекомые.

Воспитатель:

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали. А сейчас мы с вами отправимся на прогулку по нашему чудесному весеннему лесу. Ой, посмотрите — на камушке сидит лягушка, но нам до нее надо пройти по тропинке.

Физ. минутка: Мы пришли в весенний лес,

Полон лес таких чудес!

Вот деревья в облака

До кустов достает рука.

Пролетает мохнатый шмель,

Белый снег убежал в ручей.

А от солнца слепит глаза

Вот такие здесь чудеса!

Воспитатель:

- А теперь мы скажем нашей лягушке до свидания и отправимся дальше. На горке покачиваются стройные сосны. Смотрите, смотрите! Белка!( модель дерева с дуплом белки)

- Почему она рыжая? Чему она радуется? Послушайте, как она звонко цокает «Цок! Цок!»

Дети:

- Белка вылиняла и поменяла шубку.

- Она радуется теплу.

- Скоро родятся ее дети.

- Будет много пищи.

Воспитатель:

- А вон дальше на стволе дерева сидит пестрый дятел и с размаха ударяет клювом по коре. Зачем он так стучит?

Дети:

- Дятел освобождает кору от личинок насекомых.

- Он лечит деревья.

- Он «доктор леса».

Воспитатель:

- Весной просыпается все в природе. Ребята, а ка вы думаете, почему?

Дети:

- Солнце светит ярче.

- Греет землю.

Дети рассказывают о признаках весны по мнемотаблице, используя для ответов карточки-модели ( «ВРЕМЕНА ГОДА»)

Вы такие молодцы, все так хорошо о весне рассказали, что мне захотелось «нарисовать» картинку (Выставляет картинку-путаницу к игровому упражнению «Одуванчик»)

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрацию пробуждение цветка, объясняет причину.

- Назовите мне части цветка.

- Кто помогает цветам размножаться.

- Назовите, как размножаются цветы.

Дети:

- Корень, стебель, листья, соцветие, бутон.

- Помогают опыляться насекомые, ветер.

- Цветы размножаются семенами.

- Семена одуванчика называются парашютики.

Дети за столами моделируют одуванчик.

Воспитатель:

- Ой! А кто это летит: «З-зь-зь-зь…». Комары! Они тоже проснулись! Кусаются! Ребята, пора возвращаться в детский сад.

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

-Послушайте, я вам прочитаю сейчас стихотворения, они хорошие, но что-то здесь не так…..

Ходим, ходим по лужку, собираем по цветку: красный, белый, синий цвет… Замечательный букет!

(М. Бычкова)

Дети:

-Нельзя рвать цветы!

Я кузнечика словила, в банку с травкой посадила, пусть покажет, как трещит, как усами шевелит.

(В. Митько)

Дети:

-Нельзя ловить насекомых — они погибнут.

В лес зеленый я пойду. Зайку серого найду, принесу его домой — будет этот зайка мой.

(А.Шибаева)

Дети:

-Нельзя ни кого брать из леса — животные в неволе гибнут.

Рассматриваем экологическую цепочку СОЛНЦЕ-ЗЕМЛЯ-ЦВЕТЫ-НАСЕКОМЫЕ-ПТИЦЫ (ищем взаимосвязь живой и неживой природы)

Воспитатель: Послушайте дети, о чем шепчется травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку, притоптали меня, зеленую. Да все детушки, да все малые, в зеленом саду гуляючи, бегая, играючи…..

Когда травка зеленеет, вокруг красивее и воздух чище и пыли нет. По газонам бегать нельзя. А как часто бывает, что вдоль дорожек трава затоптана (переворачивает модель черной стороной вверх). Нет травы, нет цветов! Значит, не будет и насекомых, улетят птицы. Ребята. Как вы думаете, стоит ли нам защищать и охранять природу?

Дети:

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

- Ловить насекомых, топтать траву и рвать цветы.

- Обижать бездомных животных.

И т.д.

Воспитатель:

- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Где вы были? Что узнали? Что вам больше всего запомнилось?

Дети:

-Мне понравилось слушать голоса птиц.

-А мне — путешествие к зеленой лягушке.

-А мне запомнилась прогулка в горку в гости к белке и дятлу.

-Я запомнила чего не нужно делать, чтобы не навредить природе.

-А я теперь буду помнить, из каких частей состоят цветы и как они размножаются.

Воспитатель:

-Молодцы! Вы очень хорошо поработали. А сейчас мы с вами пойдем на улицу и применим все полученные вами знания и умения.