Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Орловский филиал

Факультет Экономика и менеджмент

С.М. ДЕГТЯРЕВА, Н.В. ГАШЕНИНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Орел – 2013

Гашенина Н.В., Дегтярева С.М. Методические подходы к организации научно-исследовательской работы студентов. Методические рекомендации

Методические рекомендации предназначены для формирования у студентов первых курсов представления о сущности научно-исследовательской работы и подходах к ее осуществлению. Включает краткие систематизированные рекомендации по написанию научных статей и список источников информации, которые позволят расширить понимание студентов о методике проведения научной работы на более высоком уровне.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общее понимание научно-исследовательской деятельности3

2. Содержание и формы научно-исследовательской работы студентов3

3. Порядок проведения научного исследования3

4. Рекомендации по написанию научной статьи3

ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные термины и понятия научно-исследовательской работы3

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Источники информации в сети Интернет для написания научных работ3

ПРИЛОЖЕНИЕ В Источники информации о методологии проведения научных исследований3

1. Общее понимание научно-исследовательской деятельности

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности.

В общем понимании, познание объективного мира, теоретическое отражение его действительности и воздействия на окружающую среду с целью получения полезных результатов для общества и является основной целью науки.

Наука поддерживается и развивается в результате определенной исследовательской деятельности той или иной области знаний.

Научное исследование – это форма существования и развития науки, т.е. изучение взаимодействия между явлениями и процессами при помощи научных методов, анализа влияния различных факторов на них, получение убедительно доказанных и полезных для науки теоретического и практического решения с максимальным эффектом.

Существуют общепринятые виды научных исследований:

Фундаментальное исследование — предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

Прикладное исследование — направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных результатов для общества.

Организация научных исследований целесообразно представить в виде структуры, которая включает в себя следующие основные элементы:

общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы);

процессы научных исследований (формы, методы и средства познания);

методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки);

технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения).

Научные исследования имеют свои особенности, важнейшими из которых являются:

-сложность и комплексность,

-масштабность и трудоемкость,

- уникальность,

- связь исследований с практикой,

- результативность.

В научном исследовании, как в области познания существует понимание объекта и предмета исследования.

Объект исследования — это процесс или явление, которое порождает определенную проблемную ситуацию, т.е. это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет — это конкретная сторона проблемы, при исследовании которой познается целостный объект, где выделяются его главные, наиболее существенные свойства. Таким образом, предмет исследования находится в рамках объекта.

Важно понимать, что объект, как и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла самого исследователя.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т.е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, которая в конечном итоге приводит к плану решения поставленной научно-исследовательской задачи. Методологию характеризуют совокупность методов и методик исследований, которые применяются в той или иной области науки. Для достижения поставленной цели научного исследования важной составляющей является правильное определение методов исследования, т.е. способов построения и обоснования научных знаний.

Методы исследования, в их общем виде, можно представить следующими группами:

всеобщие или философские, т.е. действующие во всех областях науки и на всех этапах исследования;

общенаучные, т.е. используемые для всех наук (наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и др.);

частные, т.е. применяемые для определенных наук

специальные, т.е. прилагаемые для данной конкретной науки.

Завершающий этап научного исследования характеризуется оформлением его результатов. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое устанавливает зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и позволяет сделать научные выводы. Чем достовернее и эффективнее научность сделанных выводов и обобщений исследования, тем выше их результативность, а соответственно и создание дальнейшей основы для новых научных разработок.

Научное исследование характеризуется научным творчеством. Творчество — это процесс создания новых по замыслу ценностей, открытий, изобретений, установления неизвестных науке фактов, создание новой, ценной информации. Исследования должны быть творческими.

Для начинающих исследователей весьма важно иметь общее представление о методологии научного творчества, так как, на первой стадии и ознакомлении овладения навыками научной работы большинство возникающих проблем носит именно методологический характер.

Понимание сущности вопроса исследования возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассматривая его в процессе возникновения и развития, т. е. с исторической точки зрения. Свежие научные результаты и ранее накопленные знания находятся в прямом взаимодействии. Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, нацеленные на перспективу развития. Не всегда что-либо новое в науке открывается с первого взгляда. Многие факты и открытия из-за недолжного их раскрытия, могут оставаться в резерве теоретической науки и не использоваться на практике. Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно из предшествующего изучения.

Научно изучать – это значит, вести поиск причинно-следственной связи между явлениями, фактами и событиями, видеть большое в малом, замечать частности. Очень важно, при изучении основных вопросов исследуемой темы, учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными, так как именно за ними и скрываются детали важного исследования.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого лежит замысел ученого, его идея. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержатся осознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Язык науки имеет свою специфику и от владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт. Приступая к проведению научно-исследовательской работы, необходимо освоить основные термины и понятия, принятые в профессиональной научной сфере. Термины — это слова специальные, ограниченные своим особым назначением; слова, стремящиеся быть однозначными как точное выражение понятий и определение представления взглядов, разный подход к одним и тем же явлениям (Приложение А).

2. Содержание и формы научно-исследовательской работы студентов

Научно исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса. Базой организации НИРС являются научно-исследовательские работы студентов, как выполненные самостоятельно, так и под руководством профессорско-преподавательским составом кафедры ВУЗА.

Участвующими в НИРС считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области гуманитарных, естественных, специальных и технических наук.

НИРС подразделяются на:

- учебно-исследовательскую работу студентов, т.е. работу, включаемую в учебный процесс;

- работу, выполняемую во внеучебное время, т.е. непосредственно НИРС.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:

выполнение лабораторных работ, домашних работ, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований;

введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия;

выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной и преддипломной практик;

ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных;

участие в работе студенческих научных семинаров.

Учебно-исследовательская работа студентов является обязательной для всех обучающихся студентов, целью которой является расширение и углубление знаний в области научных исследований по проблемам соответствующей специальности.

Научно – исследовательская работа студентов, организуемая во внеучебное время, включает в себя следующие формы:

участие в работе студенческих научных коллективов;

участие в работе проблемных научных групп.

Наибольший интерес для методических указаний, представляется рассмотрение НИРС, выполняемая во внеурочное время. Данную исследовательскую работу рекомендуется выполнять в определенной последовательности, которая включает в себя восемь основных этапов.

3. Порядок проведения научного исследования

Проведение научного исследования, с одной стороны, является творческим процессом. С другой стороны, этот вид деятельности нуждается в системном подходе, планировании и понимании основных законов, традиций и правил проведения исследования.

Последовательность проведения любой научно-исследовательской работы можно разделить на несколько этапов:

Определение темы научного исследования.

Формулировка цели и задач.

Составление плана и календарного графика научного исследования.

Выбор методов исследования, осуществление теоретических исследований (в т.ч. изучение трудов ученых, занимающихся сходной проблемой, трудов ученых из смежных отраслей).

Проведение экспериментальных исследований.

Анализ и оформление результатов исследования в виде статьи, научного отчета, заявки на грант или конкурсной работы.

Внедрение результатов научного исследования.

Оценка эффективности внедрения результатов исследования.

Результатом научных исследований могут стать: публикации, участие в конференциях, конкурсах или грантах. Так или иначе, любой из названных результатов должен быть представлен в виде надлежаще оформленного по структуре и содержанию документа. Как правило, основная часть такого документа схожа со структурой научной статьи. Поэтому рассмотрим, что представляет собой научная статья и каковы наиболее эффективные способы ее написания.

4. Рекомендации по написанию научной статьи

Научная статья основывается на серьезной предварительной работе, отличается по стилю написания и структуре от художественной литературы, технического текста и от журналистской статьи. Она имеет повествовательный характер, в ней излагаются уже полученные автором результаты теоретических, методологических и эмпирических исследований. Соответственно специфике текста подбираются приемы и средства его создания. Научные статьи посвящены научной деятельности, поэтому способы их создания имеют определенные особенности.

Структура научной статьи подчинена основной ее цели – отражение изысканий автора статьи. Несмотря на различия между видами структур, они схожи в основной конструкции и включают три основных блока: введение, основная часть, выводы. Разобравшись с целями, видом и структурой научной статьи при ее подготовке целесообразно следовать правилам, наработанным опытом предшественников.

Виды научных статей:

- научно-теоретические статьи – посвящены теоретическому поиску и объяснению закономерностей изучаемых явлений;

- научно-практические статьи — посвящены научным экспериментам и реальному опыту;

- научно-методические статьи – посвящены обзору процессов, методов, инструментов, позволяющих добиваться научных или прикладных задач.

Структура научной статьи:

заголовок статьи;

аннотация;

ключевые слова;

основной текст статьи;

библиографические ссылки;

библиографический список.

Началом любой статьи является ее заголовок. Заголовок отражает содержание статьи, тематику и результаты проведенного исследования, кратко и точно суммирует исследование, отражает привлекательность и уникальность научного творчества автора. От успешности формулировки заголовка зависит, привлечет ли данная статья внимание читателей. С этой точки зрения нужно очень ответственно подходить к написанию заголовка.

Формулировка заголовка происходит на завершающем этапе написания статьи. Однако этот этап связан с начальным, ключевым этапом – выбором темы научного исследования. От этого этапа зависит успех выполнения всей работы.

К выбору темы следует подходить очень серьезно. Самый лучший путь – выбрать тему, которая касается вас лично – ваших научных или житейских интересов. Если вы лично заинтересованы в результатах исследования – появляется сильнейшая мотивация, которая даст вам заряд энергии и не позволит свернуть с намеченного пути. Однако не все наши личные интересы соответствуют интересам научного сообщества. И результаты важного для вас лично научного исследования, даже самые блестящие, могут никого не заинтересовать и годами пылиться на полке после публикации.

С этой точки зрения необходимо выбирать актуальные темы, темы, которые еще мало разработаны, но вызывают живейший интерес у членов научного сообщества. Чтобы выбрать такую тему, нужно систематически участвовать в научных и научно-практических конференциях, общаться с коллегами и наставниками лично или на научных форумах в интернете, а самое главное – читать научную литературу. Последний аспект поможет вам не только ориентироваться в последних достижениях науки, но и повлияет на понимание структуры и содержания научных статей, их назначения, поможет выработать научный стиль изложения мыслей.

Аннотация — краткая характеристика назначения, содержания, вида, формы и других особенностей статьи. Она должна отражать основные и ценные этапы, объекты, их признаки и выводы проведенного исследования. Рекомендуемый объем аннотации – 300-500 знаков.

Ключевые слова обычно помещаются после аннотации и используются для систематизации статей в различных базах данных, где статья может потенциально быть размещена. Ключевые слова – это набор слов, отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество 5-7, количество слов внутри ключевой фразы – не более 3.

Структура основного текста статьи зависит от требований издания, в котором вы намерены публиковать ее, однако имеется ряд традиций, которые, в основном, соблюдаются.

В российских научных журналах структура статей включает три основных раздела:

1) введение;

2) основная часть;

3) выводы.

В зарубежных научных журналах структура отличается:

1) введение (Introduction);

2) материалы и методы (Materials and Methods);

3) результаты (Results);

4) обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions).

Введение включает следующие части:

- предмет, задачи, этапы исследования;

- результаты предшествующих работ ученых, степень разработанности проблемы;

- результаты проведенного исследования;

- что требует дальнейшего изучения, какие есть альтернативы;

- методы и процедуры исследования, оборудование.

Структура и содержание основной части статьи зависит от вида статьи. Научная статья отражает процесс самого исследования или последовательность рассуждений. Научно-практическая статья — стадии и этапы экспериментов или опытов; промежуточные результаты (в том числе отрицательные); обоснование общего вывода в виде физического или статистического объяснения.

Для формулировки выводов собираются тезисы основных достижений проведенного исследования. Выводы отражают значение работы, прежде всего, с субъективной точки зрения. Они могут интерпретировать полученные результаты на основе объединения своего опыта, базовых знаний и научного потенциала, приводя несколько возможных объяснений.

Рекомендации по написанию научной статьи для журнала.

Статью необходимо создавать для определенного журнала.

Целесообразно ознакомиться с опубликованными в журнале статьями.

Информация должна соответствовать профилю журнала.

Заголовок и первый абзац должны вызывать интерес.

Внимание читателя привлекают результаты экспериментов, проведенных автором, факты, цифровой материал, удачно представленный в виде таблиц и диаграмм, примеры, пояснения на основе иллюстраций.

Стиль научной статьи должен соответствовать общепринятым традициям написания научных работ. Научный стиль — среднее между журналистскими статьями и научными докладами, представленными на конференциях. Желательно сдержанное употребление специализированных оборотов и терминов, четкость, ясность, логичность и интересное изложение мыслей. Не следует использовать журналистские приемы и просторечные выражения.

Библиографические ссылки являются неотъемлемой частью практически любой статьи, особенно студенческой. В связи с тем, что молодой ученый в процессе работы над темой исследования должен прочитать труды своих коллег-предшественников, он, так или иначе, учась на их опыте, использует произведенные ими знания. Поэтому ссылаться на другие источники необходимо не только для того, чтобы показать широту охвата изученного в процессе научного исследования материала, но и для того, чтобы избежать упреков в плагиате, если вы приводите выдержки из трудов других авторов.

Также очень важно научиться правильно цитировать источники, на которые автор ссылается в процессе написания статьи. Но что еще важнее – правильно выбрать сами источники информации. Традиционно считается, что в процессе исследования в первую очередь следует анализировать монографии за последние пять лет и периодическую литературу за последние три года. Однако есть темы, касающиеся, например, исторических или фундаментальных вопросов, для изучения которых вполне подойдет и литература, выпущенная несколько лет и даже десятилетий назад.

Выбирая источник статистической информации, в первую очередь следует использовать официальные базы данных, часть которых приведена в Приложении Б. Следует обратить внимание, что создатели неофициальных источников информации не отвечают за ее качество. В этой связи наименее надежными являются базы данных, изменение контента которых доступно любому внешнему пользователю, например, Википедия.

Библиографический список является завершающей частью работы. В научных статьях в библиографическом списке автор перечисляет источники, на которые делаются библиографические ссылки в тексте статьи.

Для правильного оформления библиографического списка необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов. К их числу относятся:

- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам» (Межгосударственный стандарт)

- ГОСТ 7.1—2003 СИБИД «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Межгосударственный стандарт)

- ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (Межгосударственный стандарт)

- ГОСТ 7.82-2001 СИБИД «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления» (Межгосударственный стандарт).

Однако с практической точки зрения, если вы пишете статью для конкретного издания, более целесообразно ознакомиться с опубликованными в этом издании статьями и изучить, каким образом в них оформлены как библиографический список, так и весь текст статей в целом. Требования к оформлению статей и их составных частей в различных изданиях могут отличаться, и даже если ваш вариант оформления не противоречит требованиям нормативных документов, статья может быть отклонена из-за несоответствия требованиям издательства.

В заключение, несколько простых, но очень важных для успеха написания научной работы советов:

- выберите наиболее подходящее для работы время в зависимости от особенностей вашего организма и ваших привычек (когда ваш мозг работает наиболее продуктивно);

- строго соблюдайте график выполнения работы (например, по 2 часа каждый день);

- обустройте место, где вы работаете, в рабочем стиле и избавьтесь от всех отвлекающих моментов (телефон, социальные сети);

- выберите интересную вам лично научную тему и идите к намеченной цели.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Основные термины и понятия научно-исследовательской работы

Актуальность — важность, значительность чего-либо в настоящее время;

Актуальность темы — это степень важности исследования в данной ситуации и данный отрезок времени для решения данных задач, вопросов и проблем;

Аналогия — подобие, равенство отношений, сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения;

Анализ – деление, разделение целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемый в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Аннотация – краткая характеристика содержания, целевого назначения публикации, ее читательского адреса;

Аспект — точка зрения, с которой рассматриваются какие-либо предметы, явления, понятия и т.п.;

База данных – объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны;

Вероятность — степень (мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события;

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией;

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев;

Дискуссия – это спор, обсуждение какого-либо вопроса;

Доказательство - неоспоримый довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-либо;

Доклад (научный) — публичное сообщение, документ, содержащий изложение научно-исследовательской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Закономерность – последовательное проявление действия какого-либо явления или процесса;

Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Информация (научная) — логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления.

Исследование (научное) - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий;

Категория — это понятие, которое отражает общие свойства предметов или явлений;

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения;

Ключевое слово — название определенной категории или понятия, термин в статье, который наиболее полно и специфично характеризует содержание научного документа или его части.

Логика науки – закон развития науки, правила и процедуры научного исследования;

Метод исследования — способ применения старого знания о способах рационального решения подобных задач для получения сведений о новом объекте или предмете исследований;

Методика исследования — совокупность методов, приемов проведения конкретного исследования;

Методология научного познания — это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности;

Моделирование – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте;

Методические рекомендации (методические указания) — описание рекомендуемых (обязательных) для практического использования новых или модифицирования известных способов, приемов, методик;

Наука — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний;

Научность — один из принципов обучения, ориентирующий на усвоение конкретного, преимущественно через обобщённые теоретические знания;

Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Название научного труда – концентрированное выражение сути научного исследования, отражающее существо проблемы, темы исследования, его цели, содержание;

Научное познание — исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний;

Обзор — научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников, знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития;

Обоснование — процедура проведения тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию;

Объект исследования – процесс или явление, которое познается, исследуется и (или) преобразуется исследователем;

Опровержение — содержательное доказательство, ложности суждения (предложения), умозаключения (рассуждения), совокупности гипотез (суждений) и умозаключений, составляющей научную теорию или отдельный её фрагмент;

Отчет (научный) — научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской работы;

План - заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ;

Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения;

Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки;

Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает и обобщает объекты, посредством указания на их общий и отличительный признак;

Постановка вопроса — определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, а также, выявление проблем, которые не разрешены наукой;

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

комплексная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

научная — совокупность тем, охватывающих всю научно — исследовательскую работу или ее часть;

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний (либо как о том, так и о другом);

Противоречие - появление в ходе рассуждения (доказательства, вывода) в качестве логически вытекающих из принятых в нем посылок пары противоположных суждений, то есть суждений, из которых одно является отрицанием другого;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст