АСКЕРОВ Н.С., профессор кафедры ЭТ ДГУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студента.

Цель написания курсовой работы на первом курсе — углубленное изучение наиболее важных и сложных проблем экономической теории, имеющих непосредственное отношение к российской действительности.

Основные требования, предъявляемые к курсовой работе

Студент самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленногов качестве научного руководителя, выбирает из списка, предложенного кафедрой, тему для своей будущей курсовой работы и сообщает ее своему научному руководителю. Тема курсовой работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Игнорирование данного требования может привести к возврату уже выполненной курсовой работы, без ее рецензирования.

Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В списке литературы должно быть не менее 10—15 названий различных источников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников, учебных пособий и официальных документов).

Курсовая работа обязательно должна иметь план, включающий введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, а в ряде случаев и приложения.

Соответствующим образом должен быть оформлен научный аппарат: сноски, ссылки, список использованной литературы.

Текст должен иметь характер самостоятельного изложения в соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное переписывание материалов из источников.

Размер курсовой работы не должен быть излишне большим. Минимальный объем - 30 страниц стандартного формата А4, максимальный 35 страниц машинописного текста через 1,5 (полуторный) межстрочный интервал шрифтом 14-го размера.

Выбор темы курсовой работы и составление плана

Важным этапом самостоятельной работы над курсовой работой является выбор темы и составление ее плана. Студенту следует помнить, что от выбора темы, от того, насколько правильно составлен план, во многом зависит и качество выполняемой курсовой. Нередки случаи, когда студент выбирает ту тему, которая ему показалась более легкой, или ту, по которой у него имеется необходимая литература. При этом он забывает о цели курсовой работы — углубленном изучении важных и сложных проблем экономической теории.

Для того чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно посмотреть соответствующий раздел курса экономической теории (по программе данного курса, учебнику или учебному пособию, плану семинарских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объем и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний.

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент самостоятельно или же опять-таки с помощью научного руководителя может приступить к подбору основной и дополнительной литературы по избранной тематике.

Подбор необходимой литературы осуществляется с помощью библиографических каталогов.

Официальные документы — Конституция, законы, указы, постановления и т.п.;

Основная литература это учебники, учебные пособия, монографии, сборники научных трудов;

Дополнительная литература это коллективные работы, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии и т.п. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в списке. Важно привлечь более широкий круг дополнительной литературы, в том числе и на иностранных языках, так как от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.

Подобранную литературу вначале необходимо детально просмотреть и составить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.

План — это логическая основа, костяк курсовой работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный план свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой проблемы. План необходимо согласовывать на консультации с научным руководителем. В план работы рекомендуется включать введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения. (Образец оформления плана курсовой работы см. в Прил.2)

Во «Введении» на 2-3 страницах студент должен обосновать выбор темы, раскрыть структуру плана и дать анализ литературы, по которой будет написана курсовая работа. Кроме актуальности тематики необходимо указать цели и задачи исследования, отразить методологию и объекты исследования, сослаться на проработанность данной проблематики в работах ведущих авторов. От качества «Введения» зависит общая оценка за курсовую работу.

Основная часть работы состоит из двух-трех разделов (1-й — Теоретический; 2-й — Практический; 3-й (если рассматривается зарубежный опыт — Особенности применения в России). Необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дать свое понимание рассматриваемых вопросов. Показать особенности решения данных вопросов в России.

Заключение должно быть объемом 3—5 страниц. В нем необходимо четко сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из текста курсовой работы. Необходимо следить за тем, чтобы выводы, содержащиеся в «Заключении», коррелировали с целями и задачами, обозначенными во «Введении». От качества «Заключения» зависит общая оценка за курсовую работу.

Подготовка текста и оформление курсовой работы

После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет план своей курсовой работы с научным руководителем и приступает к написанию текста и оформлению курсовой.

Перед студентом первого курса не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать ссылку на используемый источник. Использование научного цитирования с применением правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу и делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы. Общая оценка за курсовую работу зависит от корректности цитирования и оформления цитат.

Ссылками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т. п., а также материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно. Сноски в тексте работы могут быть как постраничными, так и концевыми. В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [6, 148] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6, и на текст, размещенный в нем на 148-ой странице.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману. Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. Очень хорошо в таком случае привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и представить свое отношение к ним, попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.

Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210 х297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

Поля и отступы текста: левое поле — 30 мм, правое поле—15 мм, верхнее и нижнее поля — по 20 мм. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.

Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов, глав и параграфов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.

Такие разделы работы, как «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложения» приводятся в «Плане», но не нумеруются. Нумерации подлежат только разделы, относящиеся к основной части работы.

На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год. (Образец оформления титульного листа см. в Прил. 1).

Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) можно разместить в основной части работы. Однако целесообразно (хотя бы частично) перенести его в раздел «Приложения» (также со ссылками на источник). Данный раздел, если он заявлен, располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита.

Во всех графических построениях должны быть обозначены координатные оси, а все графики, диаграммы и т.п. пронумерованы и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную нумерацию и названия, которые указываются перед каждой таблицей.

Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в формулах, должны быть хотя бы единожды объяснены и расшифрованы.

Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

Нормативно-правовые акты:

а)законы;

б)указы Президента РФ;

в)законодательные акты Федерального собрания РФ;

г)постановления Правительства РФ;

д)письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

Книги (монографии, сборники);

Периодические издания;

Статистические сборники и справочники;

Печатные материалы на иностранных языках;

Интернет-ресурсы.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация (Образец оформления списка литературы см. в Прил. 3).

В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату ее сдачи на кафедру для рецензирования.

Курсовая работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при многократном обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой, либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл или папку, приниматься не будут.

Отзыв (рецензия) на курсовую работу — это, с одной стороны, форма контроля и оценки проделанной студентом работы со стороны преподавателя, а, с другой — форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно материалом по данной теме.

Форма отзыва может быть произвольной. Оценка студента за курсовую работу складывается из двух частей: оценки за соответствие работы предъявляемым формальным требованиям и оценки за содержание. Общая оценка отражает сложившуюся в Дагестанском государственном университете стобальную систему оценки знаний. Шкала итоговых оценок:

51—65 баллов —3 (удовлетворительно);

66—79 баллов — 4 (хорошо);

80—100 баллов — 5 (отлично).

Работа студента с отзывом и защита курсовой работы. Защита курсовой работы является важным этапом выполнения данной научной работы. Получив через некоторое время обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите, то есть демонстрации знания темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.

Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой. При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.

Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно», и студент должен написать и представить другую курсовую работу, но уже на новую тему. Во всех остальных случаях при наличии существенных замечаний студент дорабатывает ее и приходит на защиту.

Защита курсовой работы должна состояться в срок до начала текущей зачетно-экзаменационной сессии.

Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые рецензентом по теме курсовой. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель— студент), а может быть и публичной, происходить в студенческой группе, в некоторых случаях возможно привлечение других преподавателей кафедры.

На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен заранее продумать ответы на наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы, а также на специальные вопросы, относящиеся конкретно к теме исследования.

Можно указать следующие примерные наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:

Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается ее актуальность?

Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?

Какие цели и задачи Вы ставили в своем научном исследовании?

Что нового Вы узнали в изученном Вами дополнительном материале по сравнению с учебной литературой?

На каких основных источниках Вы основывали написание своей курсовой работы?

Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе?

С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем — нет? Почему?

Какие выводы и предложения по теме исследования Вы сделали? Каков основной итог Вашей работы?

Собираетесь ли Вы продолжать свои исследования по данной теме в будущем? Если да, то по каким основным направления?

Чем Вам могут помочь знания, полученные в данной области, в Вашей дальнейшей научной и практической работе?

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а также ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в отзыве. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабое знание рассматриваемых в курсовой работе вопросов или если он не ориентируется в собственной курсовой работе, то оценка может быть снижена вплоть до неудовлетворительной.

Оценка заносится в ведомость, составленную деканатом, а также в зачетную книжку студента.

К экзамену студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по данной учебной дисциплине.

Лучшие курсовые работы, выполненные по наиболее актуальной тематике, в которых продемонстрирован творческий и научный подход к ее изложению, могут быть рекомендованы на научные студенческие конференции по линии Научного Студенческого Общества (НСО) и различные конкурсы.

Общие критерии оценки курсовой работы:

Неправильно оформленная работа не принимается.

Неудовлетворительная оценка ставится за работу, переписанную с одного или нескольких источников.

Удовлетворительная оценка ставится за курсовую работу, в которой недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе очень небольшого количества источников, притом устаревших.

Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывающую план курсовой, правильно оформленную.

Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества литературных источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, в том числе к демонстрации дискуссионности данной проблематики.

Примерная тематика курсовых работ по экономической теории

для студентов

Предмет исследования политической экономии и экономикс: сравнительный анализ

Общественное разделение труда, новые тенденции в его развитии и рыночная экономика

Проблемы трансформации отношений собственности в России

Приватизация в России и её социально-экономические последствия

Теория прав собственности и трансакционные издержки.

Преобразования отношений собственности в России и трансформационные издержки

Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Эволюция теории полезности: этапы и теоретические интерпретации

Теория факторов производства как концепция формирования стоимости и распределения доходов

Концепция рационального выбора и проблема равновесного состояния потребителя

Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости, ценности и цены

Виды эластичности спроса: их измерение и использование в экономике

Проблема природы денег и эволюция их форм

Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном интервалах

Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Феномен инфляции и эволюция теоретических интерпретаций

Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Количественная теория денег и ее эволюция

Место и роль банковской системы в инвестиционной деятельности

Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

Проблемы формирования рынка труда в Республике Дагестан

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в Республике Дагестан

Рынок земли в Республике Дагестан и его специфика

Издержки производства, их классификация и поиски путей минимизации.

Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных рыночных структурах

Противоположность и единство конкуренции и монополии.

Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

Природа капитала и тенденции его развития.

Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании.

Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения

Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия и их современные модификации

Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность

Сравнительный анализ моделей экономического роста

Цикличность экономического развития: природа и тенденции

Антициклическое государственное регулирование: кейнсианское и монетаристское направления

Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

Причины и способы смягчения неравенства доходов и богатства

Экономическая эффективность и социальная справедливость: единство и противоположность

Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах

Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства

Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе.

Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности

Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Динамика доходов, их распределение в России и проблема преодоления пропасти между богатством и нищетой.

Современные тенденции международной миграции капиталов и место России в этом процессе.

Экономическая эффективность международного обмена и проблемы свободной торговли и протекционизма

Глобализация и проблема обеспечения национальной безопасности России

Сопоставительный анализ взглядов меркантилистов и физиократов

Основные теоретические положения А. Смита и современная экономическая теория

Эволюция трудовой теории стоимости и её значение для современной экономической науки.

Теория капитала Маркса и отношения эксплуатации в современной России

Сущность маржинальной революции и ее последствия для экономической науки

Диалектика кейнсианства и его использование в современной экономической политике.

Институционализм и его значимость для современного социально-экономического развития

Взаимосвязь немецкой исторической школы и русской экономической мысли

Этика и экономика в русской и мировой общественной мысли

Вклад русской экономической мысли в развитие экономической теории

Вклад русской экономической мысли в теорию циклов

Экономико-математическое направление развития советской экономической школы

Роль высоких технологий в развитии национальных экономических систем

Информационно-коммуникационные технологии и глобализация мирового пространства

Интеллектуальная собственность и проблемы социально-экономического прогресса.

Постиндустриализм как идея и реальность

Будущая модель социально-экономического развития и место в ней экономики знаний.

Инновационный потенциал российской социально-экономической системы

Выбор ресурсных приоритетов на современном этапе экономического развития Республики Дагестан.

Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации

Проблемы трансформации экономических систем в свете институционализма

Процесс и механизмы глобализации и проблемы развития национальной экономической системы

Борьба за природные ресурсы на международной арене и политика РФ в данной области.

Проблема определения предмета экономической теории (политической экономии) на современном этапе её развития.

Проблема соотношения потребностей и ресурсов в экономике

Проблема фактора времени в экономическом анализе

Проблемы экономического роста и циклический характер развития капиталистической экономики

Методы подсчёта ВВП и проблема определения размеров теневой экономики

Факторы неопределённости в экономике и регулирование рисков.

Внешние эффекты: их причины и проблемы регулирования.

Основной капитал и проблема его обновления в современной России.

Модели олигополии и их проявление в современной экономике России

Проблема первоначального накопления в российской экономике

Факторы спроса и предложения на инвестиционные ресурсы

Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике

Экономические интересы: сущность и тенденции развития.

Особенности финансового рынка в России.

Основные направления социальной политики государства в современной России

Основные принципы и перспективы формирования внешнеэкономической политики России

Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России.

Приложение №1

(Оформление титульного листа курсовой работы)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Экономическая теория человеческого капитала

Выполнил: бакалавр 2 курса



Страницы: 1 | 2 | Весь текст