Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как лексика. В методических пособиях зачастую даны лишь общие рекомендации по обследованию, а в самих заданиях отсутствуют процедура их проведения, инструкция для детей и особенности оценки выполнения предложенных заданий.

На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, нами была составлена методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

1. Исследование пассивного словаря

Для анализа особенностей пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны. В список слов мы отобрали 52 имени существительных, 26 глаголов, 12 имен прилагательных. Картинный материал можно использовать из пособия И.В. Баранникова, Л.А. Варковицкой и/или О.Б. Иншаковой. В список были включены слова, без знания и использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими затруднено.

Детям предъявляются картинки с изображениями:

овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;

одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;

обуви: ботинки, сапоги, туфли:

предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;

транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;

людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;

логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;

эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;

величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);

качеств: грязные, чистые;

конфигурации: прямая, кривая;

занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;

бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;

профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.

В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.

Критерии оценки качества выполнения задания:

3 балла — допускаются 1-2 ошибки.



2 балла — допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом.

1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой.

0 баллов — отказ от ответа.

2. Исследование активного словаря

Для выявления объема активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями используется называние картинок.



Материалом является тот же набор картинок, что и в задании 1. В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».

При анализе полученного материала учитывается число правильных и ошибочных ответов, количество отказов от ответов. Правильными считаются случаи адекватного, общепринятого употребления слов.

Критерии оценки качества выполнения задания:

3 балла — правильное употребление слова.

2 балла — употребление слова в неправильной грамматической форме.

1 балл — замены одного названия другим на основе смыслового или звукового сходства;

0 баллов — полное неумение назвать слово, отказ от выполнения задания.

3. Исследование антонимии

Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: горе, день, друг, смелость;

2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий;

3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.

Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты называй противоположное слово -«наоборот». Например: «плохо», а наоборот?» Если ребенок не дает правильного ответа, то его спрашивают: «Какие бывают мальчики? Один плохой, а другой, наоборот — …?» Если и в этом случае ребенок не подбирает антоним, логопед называет правильный ответ и объясняет, почему этот ответ правильный. Если же ребенок называет правильный ответ, то на этом акцентируется внимание. После этого ребенку предъявляют слова-стимулы в указанном выше порядке.

Критерии оценки качества выполнения задания:

3 балла — правильный подбор.

2 балла — неточный подбор антонима; использование антонимов с частицей «не»; ответов, семантически близких стимулу;

1 балл — подбор слов со значениями, не противопоставленными слову-стимулу.

0 баллов — отсутствие ответа; ответы, фонетически близкие стимулу, случайные ассоциации; неологизмы.

4. Исследование синонимии

Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;

2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;

3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.

Ребенку дается инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, каким другим словом его можно заменить. Я шагаю — как по-другому можно сказать?». Если ребенок не дает правильного ответа, ему предлагается: «Шагай к двери. Скажи, что ты делаешь?». Если ребенок после этого отвечает правильно, ему подчеркивается, что можно разными словами выразить одно и то же. Если ребенок и в этом случае не дает правильного ответа, то логопед называет ответ и разъясняет, почему ответ должен быть таким. После этого ребенку предъявляются слова-стимулы в том порядке, который указан выше.

При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.



Критерии оценки качества выполнения задания:

3 балла — правильный ответ.

2 балла — замена синонима словом или словосочетанием из семантического поля, в которое входит слово-стимул.

1 балл — ответы, структурно не связанные с семантикой слова-стимула.

0 баллов — отсутствие ответа.

5. Исследование объяснения значения слова

Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).

Детям предлагается объяснить значение:

25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;

5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;

10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;

10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.

Критерии оценки качества выполнения задания:

3 балла — выделение существенного, наиболее характерного отличительного свойства предмета, истинные дефиниции существительных, прилагательных и глаголов.

2 балла — объяснение значение слова-стимула через несущественные признаки.

1 балл — неправильные ответы.

0 баллов — отказ от ответа.

6. Свободный ассоциативный эксперимент

Методика ассоциативного эксперимента предполагает последовательное предъявление 30 слов-стимулов, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов и относятся к разным частям речи. При этом имена существительные обозначают, как конкретные предметы (стол), так и абстрактные понятия (смелость). В протоколе фиксируется реакция и её характер, а также отмечается латентное время реакции, что позволяет проанализировать преобладание различных типов ассоциативных связей у детей.

Процедура исследования: ребенку предлагается назвать первое пришедшее в голову слово в ответ на предъявленное слово-стимул. Задание проводится в соответствии с особенностями проведения ассоциативного эксперимента. Перед началом эксперимента детям дается инструкция: «Внимательно послушай слово, которое я скажу и, как можно быстрее, ответь другим словом, которое первым придет в голову».

Материалом служат 30 слов (существительные, прилагательные, глаголы): посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громкий.

Критерии оценки выполнения задания: Результаты свободного ассоциативного эксперимента оцениваются по количественным показателям в процентном соотношении на использование различных типов ассоциаций — парадигматических, синтагматических, тематических, фонетических, формообразующих, случайных.