Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизменение. В методических пособиях зачастую даны лишь общие рекомендации по обследованию, а в самих заданиях отсутствуют процедура их проведения, инструкция для детей и необходимый речевой материал для обследования.

На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, нами была составлена методика исследования состояния словоизменения существительных. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Материал исследования — картинки, изображающие один и несколько предметов (лист — листья; скамейка — скамейки; рука — руки; стул — стулья; глаз — глаза; ружье — ружья; тарелка — тарелки; собака — собаки; платье — платья; лампа — лампы; мяч — мячи; дом — дома; дерево — деревья; лев — львы; пень — пни; клумба — клумбы; яблоко — яблоки; одеяло — одеяла; куртка — куртки; соловей — соловьи; дорога — дороги; зеркало — зеркала; ручей — ручьи; кукла — куклы; ведро — ведра; машина — машины; ухо — уши).

а)Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенка просят показать картинки: «Покажи, где ружье? А где ружья? Покажи, где рука? А где руки?»

б)Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке: «Скажи, это что?» или «Это кто?».

2. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа

Материал исследования — картинки (курица, коза, еж, мяч, петух, корова, лошадь, собака, машинка, самолет).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и говорит:

а)«Представь, что ты приехал(а) к бабушке в деревню и принесла еду животным. Посмотри внимательно на картинки и покажи того, кому ты принесла еду? Ты принес(ла) еду корове (курице, козе, ежу, петуху, лошади, собаке)».

б)«Представь, что у тебя день рождения и тебе принесли подарки. Ты им очень рад (а). Я буду называть то, чему ты рад (а), а ты показывать эту картинку: «Ты рад(а) машине (мячу, самолету)».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию: «Скажи, кому ты принес(ла) еду?» или «Скажи, чему ты рад(а)?»

3. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа

Материал исследования — картинки (кот, мальчик, котенок, дом, мяч, машина, ведро, дерево, лампа, девочка).

а)Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и говорит: «Представь, что ты идешь по улице. Я буду называть, что или кого ты видишь, а ты будешь показывать картинку. Ты видишь мяч, покажи картинку».

б)Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор последовательно выкладывает перед ребенком картинки и предлагает ему назвать, кого (что) он видит вокруг себя, когда «идет» по улице.

4. Употребление существительных в родительном падеже единственного числа

Материал исследования — картинки (слон, мальчик, девочка, кукла, ведро, кресло, лампа, петух, карандаш, скамейка).

а)Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на разложенные перед ним картинки и показать ту картинку, о которой скажет экспериментатор. Например, покажи картинку: «У слона нет уха».

б)Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно выкладывают картинки и просят назвать, у кого (чего) чего-то нет.

5. Употребление существительных в творительном падеже единственного числа

Материал исследования — картинки (вилка, ложка, лейка, нож, мыло, пила, веник, ведро, карандаш, ручка).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку картинку и говорит: «Представь, что ты что-то делаешь. Я буду называть, чем ты действуешь, а ты показывать эту картинку».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выложены все картинки. Его просят сказать, чем он (она) ест, поливает цветы, моет руки и т.д.

6. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа

Материал исследования — картинки (дома, скамейки, руки, листья, стулья, мыши, глаза, лампы, мячи, собаки, платья, яблоки, деревья, окна, одеяла, куклы, карандаши, столы, бочки, курицы, арбузы, пни).

а)Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается показать картинку: «Покажи, где много скамеек, рук, листьев и т.д.»

б)Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает следующую инструкцию: «Скажи, здесь много чего?»

7. Употребление существительных дательного падежа множественного числа

Материал исследования — картинки (качели, скамейки, дома, бочки, клумбы, яблони, клены, березы, ели, автобусы, коляски, стулья).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция: Экспериментатор говорит: «Представь, что впереди тебя стоят дома, и ты подходишь к ним. Покажи эту картинку. Я буду называть то, к чему ты «подходишь», а ты будешь показывать картинку. Ты «подходишь» к скамейкам. Покажи картинку».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно выкладываются картинки. По картинке дается инструкция: «Представь, что впереди тебя стоят дома, и ты подходишь к ним. Как ты скажешь? Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к… А если впереди тебя растут деревья, как ты скажешь? Я подхожу к…»

8. Употребление существительных предложного падежа множественного числа

Материал исследования — картинки (крыши, деревья, провода, скамейки, коляски, автобусы, троллейбусы, машины, качели, клумбы, ели, дороги).

а)Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция: «Представь, что сейчас зима, идет снег. Снег покрывает все на улице. Я буду называть то, на чем лежит снег, а ты будешь показывать картинку. Снег лежит на проводах. Покажи картинку».

б)Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкции. Экспериментатор говорит ребенку: «Когда на улице зима, то идет снег. Снег покрывает крыши, деревья, провода, дороги, скамейки, автобусы, машины, качели, троллейбусы. Если крыши в снегу, как ты скажешь? Снег лежит на чем?»