Мини-проект «Кладовая земли»

Тип проекта: информационно — практико – ориентированный.

Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли».

Задачи проекта:

1.Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;

2. Познакомить детей с экосистемой Алтайских гор;

3. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;

4.Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;

5.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

6.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;

7.Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

8.Обогащение словарного запаса дошкольников;

9.Развитие мелкой моторики рук.

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом.

Мы стараемся найти интересующую нас тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень.

Камни – дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто – коричневый кремень, то черную прозрачную пластину слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по – своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделие из камней? Вы попадете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.

Знакомство детей с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, добываемыми в регионе, просто камнями, способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, знакомству с профессиями людей, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, географических мест, использованием камня в жизни человека, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, развиваем речевые умения и навыки личности, способствуем повышению уровня познавательных способностей, развиваем воображение, способствуем гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком, без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта: Все занятия по проекту «Кладовая Земли», взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Результат:

В ходе реализации проекта:

Мы успешно провели занятия;

Организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;

Собрали и оформили альбом «Мир камня»;

Дополнили материалом уголок предметно – развивающей среды «Алтайский край».

Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови»; «Что из чего?»;

Совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;

Подготовили с детьми презентацию «Музея камня».

В ходе проектирования дети – знают:

- Из чего состоит почва;

- Какими полезными ископаемыми богат Алтайский край и Россия;

- Как добывают земные богатства и где используют;

- Проявляют познавательные способности;

- Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- Способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;

- Готовы к индивидуальному самовыражению;

- С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

- Совершенствуют мелкую моторику рук;

Стратегия реализации проекта

1 этап. Рождение проблемы.

Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.

Примерные вопросы:

Воспитатель: Ребята, подумайте, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы знаете о полезных ископаемых земли?

(ответы детей)

Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.

Воспитатель: Что бы вы хотели еще узнать?

А в Белокурихе добывают полезные ископаемые, или в Алтайском крае? Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?

Воспитатель: Где узнать ответы на ваши вопросы?

(Ответы детей)

Спросить у родителей.

Узнать на занятиях от воспитателя.

Прочитать в энциклопедии и других книгах.

2-й этап. Мероприятия и события с детьми.

Занятия (Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).

«Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )

«Кладовая земли» (познавательное)

«Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)

Опыты и практические задания:

«Вода камень точит»

«Почему камни бывают разноцветными?»

«Вулкан»

Беседы:

«Эти таинственные пещеры».

«Что делают из природных ископаемых?» (рассматривание образцов)

«Обитатели гор».

Предметно – развивающая среда: Изготовление макета «Горы и вулкан»;

Оформление выставки «Фотоматериалы «Кладовая Земли»

Изготовление поделок из природного материала «Что из

чего?»;

Раскраски «Украшения»;

Экскурсия в магазин «Мир камня»;

Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня»;

Рассматривание коллекции камней;

Чтение художественной литературы;

П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

Братья Гримм «Беляночка и Розочка».

«Почемучка»: «Что такое вулкан? Стр 36

«Что такое подземные богатства?» стр 37

«Сказка про каменный уголь» стр.38.

«Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?» стр 40.

«О чем шептались камешки?»

Просмотр мультфильмов;

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».

Составление картотеки игр по проекту «Кладовая земли».

3-й этап. Заключительный (Подведение итогов).

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».

Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея .

4. Содержание приложения:

Конспекты занятий:

(Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).

«Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)

«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )

«Кладовая земли» (познавательное)

«Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)

5. Опыты и практические задания:

«Вода камень точит»

«Почему камни бывают разноцветными?»

«Вулкан»

6. Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».