Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 «Улыбка».

Мини-проект «Огород на подоконнике».

В гостях у Маши и Медведя.

( для детей среднего дошкольного возраста).

Подготовила: Асылова М.М.

г.Набережные Челны

2013 год.

Посадили огород,

Посмотрите, что растет!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками

Дружно наблюдать

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Поэтому мы решили создать условия на обыкновенном подоконнике. Работа на «огородах» начинается весной. Мы с детьми выбрали культуры, которые будем выращивать, изучать правила ухода и потребности растений. Непосредственно нам помогли родители, которые принесли землю, семена различных растений, контейнеры для посадки и участвовали в эстетическом оформлении. Происходящие изменения быстрые, яркие, наглядные: положили в землю семечко, сказали волшебные слова и…. через несколько дней пробились к свету ростки. день за днем они набирают силу, растут, радуя детей своей зеленью. Этот мини- огород устроен не только с учетом экспериментирования, но и они грамотны с психологической точки зрения: ведь сказка в сознании маленького ребенка тесно переплетена с реальностью. А если воспитатель выдумщик и сумеет превратить маленький огородик на окне в сказочную страну, то это место станет самым «волшебным» в группе, и от него будет просто невозможно отвести глаз… .

«Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И мы стараемся придерживаться этих слов.

Программное содержание: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи: 1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

3.Развивать познавательные и творческие способности.

4. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

5.Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Участники проекта: дети средней группы , родители и воспитатели группы.

Работа с родителями: 1.Предложить родителям приобрести для проведения проекта-контейнеры, землю,семена для посадки.

2.Домашнее задание-с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Ожидаемые результаты: 1.дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки: опыты,наблюдения, беседы.

Проект рассчитан на 8 недель.

Этапы мини-проекта.

1 этап-подготовительный (2 недели).

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 этап- исследовательский (4 недели).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.Устанавливали связи: растения-земля, растения-вода, растения-человек.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах:поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 этап- заключительный (2 недели).

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».

План экспериментальной деятельности.

Земля.

Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

Материал и оборудование: земля в контейнерах.

Вода.

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал и оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).

Солнце.

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Материал и оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками(один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).

Человек.

Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Материал и оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками(один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

Приложение.

БаклажанТемно-синий БаклажанС кустика свисаетИ красивые усыЩеткой поправляет!

БобыМы бобы, гордимся, что для разных каш годимся Что плоды у нас в стручках, как в волшебных сундучках. Те, кто с детства дружит с нами Те, растут богатырями.

Горох.Что за лодочка такая,Вся зелёная, кривая,Вниз по речке не плывёт,А на кустике живёт?Сколько в ней сидит гребцов –Круглых, гладких молодцов!Раз, два, три, четыре, пять…Долго нам ещё считать?Шесть – и без больших хлопотВсех пловцов отправим в рот.До чего хорошиеВкусные горошины!

Кабачок .А зелёный кабачок, Повернулся на бочок:Сладко спит на грядкекак малыш в кроватке.

КартошкаИз картошки много блюдПриготовить можноИ простых и сложных:Её варят, жарят, трут,На костре ее пекут.Что вкуснее в целом мире,Чем картошечка в мундире?

ЛукЛуковица золотаяКруглая, литая.Есть у ней один секрет-Нас она спасёт в обед:Может вылечить недугВкусный и душистый лук!

МорковьЯ – морковка, рыжий хвостик. Приходите чаще в гости. Чтобы глазки заблестели, Чтобы щечки заалели, Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей!

ОгурецПогляди на огурец,Огурец – такой хитрец!Ловко одевается,Под листьями скрывается.Разгребу рукой листву,С грядки огурец сорву.Пополам разломлю,Густо-густо посолю.Сам я огурцы ращу,Приходите –угощу!

ПомидорЯ – толстый красный помидор, Люблю детишек давних пор. Я – витаминов сундучок, А ну-ка, откуси бочок!

СвеклаСвёкла для борща годится, Покраснела, как девица. Без неё и винегретНе получишь на обед.

Загадки про овощи.Красная мышкаС белым хвостомВ норке сидитПод зелёным листомСнаружи красна,Внутри бела,На голове хохолок -Зелёненький лесок. (Редиска)В землю бросишьКрошку-блошку,Полежит она немножко,И гляди — уже растётСамоварчик-корнеплод. (Репа)Красный нос в землю врос,А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,Нужен только красный нос. (Морковь)Он никогда и никогоНе обижал на свете.Чего же плачут от негоИ взрослые и дети? (Лук)Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)Лето целое старалась -Одевалась, одевалась…А как осень подошла,Нам одёжки отдала.Сотню одежонокСложили мы в бочонок (Капуста)

Без окон, без дверей,Полна горница людей. (Огурец)Золотая голова велика, тяжела,Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)Неказиста, шишковатая,А придет на стол она,Скажут весело ребята:»Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка)Как на нашей грядкеВыросли загадкиСочные да крупные,Вот такие круглые.Летом зеленеют,К осени краснеют. (Помидоры)

Всех круглее и краснее.Он в салате всех вкуснее, И ребята с давних пор Очень любят… (Помидор)Маленький, горькийЛуку брат.Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.Головой на лук похож.Если только пожуёшьДаже маленькую дольку -Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)На жарком солнышке подсохИ рвётся из стручков..? (Горох)Вверху зелено, внизу красно,В землю вросла.Над землёй трава,Под землёй алая голова. (Свекла)