Модель развития творческой активности дошкольников

(программа «Театр-творчество-дети»)

СХЕМА

Импровизация

Игровые движения

Роль костюмов, декораций, предметного окружения

Знакомство с основами драматизации

Знакомство с основами актерского мастерства

Выразительное чтение

Мимика

Поиск выра- зительных средств

Ребёнок

Выразительность движений

Игровые движения

Постановка спектаклей

Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения

Самостоятельная театральная деятельность

Работа над моторикой рук и ее движением на ширме

Игры – драматизации

Праздники, развлечения

Рассказывание сказок

Интонация, характер, куклы

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШАЯ ГРУППА

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

I квартал

1.Театральная игра

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Стараться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду.

Игры: «Эстафета»,

«Знакомство»,

«Кто во что одет?»,

«Веселые обезьянки»,

«Вышивание»,

«Внимательные матрешки» и др.

Русские народные сказки «Колобок», «Теремок».

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться в попеременном напряжении и расслабление основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Игры и упражнения:

«Самолеты и бабочки»,

«Первая потеря»,

«Осенние листья»,

«Бабочки».

«Считалочка», «Муравьи», «Огонь и лед», «Мокрые котята», «Штанга», «Кактус и ива», «Конкурс лентяев», «Пальма».

Делиб «На цыпочках»; Моцарт «Маленькая ночная серенада»;Рахманинов «Итальянская полька»; Шуберт «Аве Мария».

3. Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Формировать умение строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам.

Игры и упражнения:

«Мыльные пузыри»,

«Веселый пятачок»,

«Колокольчик»,

«Удивленный бегемот»,

«Фыркающая лошадка».

Вопрос – ответ:

«Волшебная корзинка»,

«Вкусные слова»,

«Ручной мяч».

Скороговорки: Шесть мышат в камышах шуршат.

Сшила Саша Сашке шапку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Наш Полкан…

Стихи: «Мурочка» Вл. Степанов, «Подскажи словечко», «Два кота сидят на крыше» И.Демьянов,«Разговор»

С.Маршак; «В гостях у королевы» из англ., ф-ра (пер С.Маршака); «Сапожник» польский ф-р (пер. Б.Заходера); «Паровоз», Считалка Е.Благининой.

4. Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром

Экскурсия в

театральный музей. Рассматривание

иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видеозаписей.

Посещение кукольного театра и других детских театров по возможности.

Театральный словарь; театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль,

аплодисменты.

II квартал

1.Театральная игра

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игры: «Дружные звери», «Цапля»,

«Передай позу»,

«Телепаты», «Летает – не летает»,

«Где мы побывали?»,

«Что мы делали, не скажем…».

«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак.

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность .Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Продолжать упражнения в попеременном напряжении и расслабление основных групп мышц.

Игры и упражнения:

«Медведи в клетке»

«Ежик», « Подарок

«В царстве золотой рыбке», «Снежинки

«Не ошибись»; «Поймай хлопок»; «Шея есть, шеи нет»; «Закрыть- раскрыть книжку», Осьминог.Пантеры. Зернышко.Цыплята. «Веселая зарядка».

П.Чайковский «Новая кукла», К.Сен-Санс «Аквариум», «Лебедь» («Карнавал животных»), Шопен «Вальс си минор»

3. Культура и техника речи

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Уметь составлять

предложения с заданными словами по карточкам. Пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Стараться строить диалоги.

Забавные стихи

«Веселый язычок»,

«Жало змеи»,

«Часики»,

«Сочини предложение»,

«Фраза по кругу».

Скороговорки:

Мышки сушки… Лежебока рыжий кот… На дворе трава… Король – орел… Бобр добр…Стихи: «Скок» И.Токмакова; «Зима» Э.Мошковская. Потешки: «Ежик и дождик» В.Степанов, «Разноцветные страницы» С.Маршак.

4. Основы театральной культуры

Активизировать познавательный процесс. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

Беседа-диалог с детьми о создателях спектакля. Зачем нужны декорации? Зачем нужна музыка? Что делает режиссер? Что должен уметь актер?

Театральный словарь: актер, режиссер, художник, композитор, декорации, костюмы.

III квартал

1.Театральная игра

Развивать способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами. Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Игры и упражнения: «Поварята», «Живой телефон», «Король», «Волшебная палочка и мячик» (превращение предмета).

Этюды по сказкам

Задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек и т.п.

«Сказка об умном мышонке» С.Маршак.

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Работа над развитием мимики и жестов.

Игры и упражнения: «В стране гномов»,

«Заколдованный лес», « В стране цветов», «У жирафа», «Как живешь?»,

«Бабушка Маланья».

Жесты: иди сюда – уходи; согласие – несогласие; клич – прислушивание; плач- утешение; молчание – шепот; приветствие- прощание; не знаю

Э.Григ «Шествие гномов»

М.Мусоргский «Картинки с выставки» №1, «Гном»

П.Чайковский «Времена года», «Подснежник»

3. Культура и техника речи

Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык четкого произношения.

Скороговорки

Считалки

Стихи

Викторины

Стихи:

«Жук» Н.Франкель

«Туча» А.Плешакова

«Маленькие феи» С.Маршак; «Кораблик», «Очень вкусный пирог» Д.Хармс.

Скороговорки: Жук, над лужею жужжа…, Съел Валерик вареник…, Три сороки-тараторки…, Три сороки, три трещотки…, У Кондрата…, Милая мила…

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

Показать фотографии зрительного зала конкретного театра. Провести экскурсию в ближайший театр. Построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис. Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять в театр?»

Театральный словарь: Сцена, занавес, кулисы, партер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

I квартал

1.Театральная игра

Воспитывать готовность к творчеству

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с партнерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение оправдывать свои действия причинами своей нафантазированности.

Игры:

«Снежный ком»,

«Радиограмма»,

«Запомни фотографию»,

«Летает – не летает

«Тень»,

«Внимательные звери»,

«Угадай, что я делаю»,

«День рождения»,

«Превращение предмета».

Пьеса по В.Сутееву «Под грибом».

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах.

Игры:

«Муравьи», «Буратино и Пьеро. «Баба – Яга», «Насос и кукла», «Снеговик», «Снежная королева», «Гипнотизер», «Марионетки».

«Утро в лесу», «День в лесу». Сборник «Классика для малышей».

3. Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания. Развивать умение пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Тренировать свободу звучания с мягкой атакой. Расширять образный строй речи. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Игры:

«Игра со свечой», «Испорченный телефон», «Снежный ком», «Ручной мяч», «Придумай диалог»,

Упражнения: «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная».

«Радость» К.Чуковский; «Наоборот» М.Кудинов; Рассказы Н.Сладкова. Считалка: «Шел Кондрат в Ленинград»

Скороговорки: Сыворотка из-под простокваши…, Оса уселась на носу…, Жужжит над жимолостью жук…, Перепел перепелку…

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

Беседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля.

Театральный словарь: драматург, пьеса, актер, режиссер, художник, композитор, сценическое действие, жест, мимика, пантомима.

II квартал

1.Театральная игра

Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Стараться самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Стараться действовать на сценической площадке естественно.

Игры: «След в след», «Печатная машинка», «Путешествие».

Сочинение этюдов: Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение. Поздравление и пожелание. Покупка театрального билета.

Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх…

Сказка-пьеса «Репка»

2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Игры: «Не ошибись», Поймай хлопок», «Ритмический этюд», « Голова и хвост», «Попугай,. Пантеры. Зернышко. Заводная кукла. Тюльпан.»

Жесты: Приглашающий (прошу). Вопрошающий (что это?). Отстраняющий (Уберите это!). Негодующий (Да что же это!).

Музыка для релаксаций и медитации.

Бетховен «Немецкий танец»; П.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

3. Культура и техника речи

Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя свое предложение. Стараться самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику.

Игры: «Дрессированные собачки»,

«Птичий двор»,

«Эхо»,

«Чудо-лесенка»,

«Самолет»,

«Похожий хвостик»

«Сочини сказку»,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2017