Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

детский сад №134 г. Томска

Образовательная программа

дополнительного образования для детей

по английскому языку

«Здравствуй английский!»

(срок реализации 2 года обучения, рассчитан для детей 3-4 года)

Педагог дополнительного образования

Арент Оксана Александровна

Томск 2012 г.

Пояснительная записка

В современных условиях, когда народы различных стран стремятся к взаимопониманию, расширяются государственные и личные контакты, возрастает обмен информацией, иностранный язык выступает как средство общения. С ранних лет происходит подготовка детей к осознанному овладению языком. Среди проблем теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы её достижения являются одними из наиболее актуальных. Раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации дошкольников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.

Данная программа предназначена для детей второй младшей и средней группы детского сада (3-5лет). В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании, и составляет 1 час в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.

Актуальность программы: знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детей гораздо выше, чем у взрослых.

К трем годам дети открыты к новому, они активно познают окружающий мир. Все это делает возможным использовать все эти природные факторы в обучении.

Целью данной программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией.

Постановка цели предполагает решение целого комплекса воспитательных, развивающих (общеобразовательных) и практических (учебно-образовательных) задач:

Задачи:

Обучающие:

-Создание исходной базы для развития речевых способностей;

-формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативных задач.

Развивающие:

-Развитие моторики учащихся через такие виды деятельности, как составление пазлов, раскрашивание и рисование.

-Развитие зрительной памяти через составление картинок.

-Развитие навыков логического мышления через отбор слов по определенным темам.

Воспитательные:

- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению иностранного языка.

- Развитие социальных навыков, таких как умение, слушать друг друга; толерантность к чужим ошибкам, терпение; — Воспитание умения сопереживать.

Программа включает в себя пояснительную записку, задачи обучения, темы для изучения на занятиях с детьми с выделением лексики, речевых образцов, песен и стихотворений.

Структура занятий по английскому языку

I. Вводная часть:

приветствие, орг. момент;

фонетическая разминка.

II. Основная часть:

лексический материал по теме занятия;

речевой материал по теме;

грамматический материал;

чтение рифмовок, стихотворений, пение песен;

игры на закрепление материала;

физкультминутки.

III. Заключительная часть:

закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;

аудирование;

ориентировка на следующее занятие.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная программа разработана на основе курса английского языка для дошкольной подготовки детей под редакцией Шишкова И.А., Вербовская М.Е. под ред. Н.А. Бонк. Английский для малышей. Программа модифицирована и адаптирована к условиям дополнительного образования в дошкольном учреждении и реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №134» г. Томска.

Отличительные особенности:

- данная программа предусматривает интегративную модель обучения:

-иностранный язык и музыка;

- иностранный язык и ритмика;

-иностранный язык и изобразительная деятельность;

При разработке программы учитывались принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста:

-Принцип комфортности. Для того чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях, они должны:- не утомляться;- сохранять заинтересованность.Чтобы дети не уставали на протяжении всего занятия, им необходима подвижная деятельность и частая смена игр и заданий. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут. При его проведении рекомендуется сажать детей не за парты, а на стулья, расставленные полукругом на свободном пространстве.Для того чтобы заставить детей неотрывно следовать за Вами в течение всего цикла обучения, необходимо знать, какие мотивы являются источником активности и заинтересованности детей. Я выделяю 5 основных мотивов, способных активизировать деятельность учащихся данной возрастной группы.1. Стремление к предметной манипуляции. Детям чаще всего недостаточно увидеть новую игрушку. Любой ребёнок захочет подержать её или, по крайней мере, потрогать. Дайте детям возможность погладить гостя, приходящего к вам на урок, и вы увидите, как из обычной игрушки он превратится для них в близкого друга.2. Эмоциональный мотив. Ребёнок в этом возрасте ещё не умеет играть по правилам. Его может сильно задеть проигрыш, поэтому соревновательные игры лучше не включать в канву урока. Ребёнку также часто бывает не понятно, почему его не берут в ту или иную игру. Объяснения вроде: «В эту игру поиграет Маша, а ты будешь играть в другую», — не достигают своей цели. Поэтому строить уроки надо так, чтобы в любую игру играли все дети. Например, если в игру «There are 4 cats on the mats играет четверо учеников, изображающих кошек, а в вашей группе их восемь, то из оставшихся детей, один может быть дирежером, второй будет подбирать оставшиеся пустыми коврики, а третий и четвертый могут быть суфлёрами, т. е. показывать на пальцах, сколько кошек осталось (пальчиковая игра). При этом все, безусловно, поют песенку.3. Мотив подражания взрослым проявляется в готовности детей повторять за вами все ваши действия. Таким образом, многие дети просто копируютдвижения учителя и лишь спустя какое-то время начинают ассоциировать их со словами в песнях. Так происходит во время пропевания песенок «Hands up!», «Sleep! Walk!…» и т. д.4. Нравственный мотив является следствием осознания себя членом общества и желания придерживаться норм и правил, присущих данному обществу, и проявляется в критике чужих проступков и в стремлении совершать добрые дела, наприме, «наловить рыбы» для гостя и т. д.5. Познавательный мотив носит пока ещё условный характер. Ребёнок этого возраста не может ещё иметь дальней мотивации. Поэтому, когда мы говорим о познавательном мотиве, мы больше имеем в виду обычное детское любопытство. Кто стучит в дверь? Что он принёс в сумке? Эти вопросы надолго приковывают внимание детей к уроку.2. Погружение в языковую среду.В связи с тем, что дети в этом возрасте требуют повышенного эмоционального внимания к себе, а языковых средств для осуществления этого недостаточно, мы мы не настаиваем на ведении уроков полностью на иностранном языке, хотя и приветствуем это при условии, что эмоциональный фон на уроке не снижен. В данном пособии функцию погружения в языковую среду берёт на себя аудиокурс, целиком записанный на английском языке носителями языка. Задача учителя — обеспечить регулярное домашнее прослушивание аудиокомплекта.3. Общее развитие ребёнка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.Развитие речевых навыков не является единственной задачей курса. Наравне с этим важнейшая роль отводится и общему развитию ребёнка. Создавая на уроке непринуждённую игровую атмосферу, учитель пробуждает в детях активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную активность.4. Естественный путь овладения языком.Овладение родной речью не является для ребёнка самоцелью. Речь необходима ему для успешного взаимодействия с другими людьми. Так и на уроках иностранного языка дети как бы не учат язык, а просто используют то, что уже слышали в речи учителя или на кассете, для того чтобы иметь возможность участвовать в общей игре. Для эффективного запоминания материала необходимо многократное проговаривание структур, а для закрепления — постоянное его повторение.5. Принцип минимакса.Не существует детей с полным отсутствием языковых способностей. Все мы когда-то научились говорить на родном языке. Только кто-то начинает говорить уже в год, а другой молчит и в два с половиной. Что делают родители во втором случае? Считают ли они, что ребёнок не знает языка? Нет! Ведь он понимает обращённую к нему речь! Заставляют ли ребёнка повторять за ними слова? Нет! Мудрый родитель знает, что с таким ребёнком надо просто больше говорить, и однажды количество непременно перейдёт в качество.Как и в жизни, в группе есть и «разговорчивые» и «молчуны». Учителю следует поощрять речевую активность «говорунов», но обращать особое внимание на фонетические ошибки и четко их дифференцировать. Фонетические ошибки, связанные с недостаточной зрелостью артикуляционного аппарата, следует просто игнорировать и лишь увеличить количество правильных повторений этих звуков на уроке. В конце концов в возрасте 3-4 лет и сами носители языка не говорят на чистом английском. Разумно ли требовать этого от наших детей? В том же случае, когда один звук явно подменяет другой (например в слове have, которое некоторые дети произносят как OO (umlaut)), ни в коем случае не перебивая ребенка, учитель должен в форме сказки или игры отработать правильное звучание этого слова.6. Принцип активизации основных каналов восприятия.Зрительный канал - максимальное использование наглядности, использование книжки для ребенка в качестве зрительной опоры при домашнем прослушивании аудиозанятий. Аудиальный канал — обязательное домашнее прослушивание аудиозанятий, максимальное использование английской речи на уроке учителем. Кинестетический канал - сопровождение песен движениями, жестами и пальчиковыми играми.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результатов обучения, овладения детьми иностранным языком (на самом элементарном уровне) как средством общения.

Цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:

Наличие кабинета, его оснащенность: методической литературой, кассетами, наглядными пособиями, игрушками, раздаточным материалом;

Выбор методов, приемов, форм, средств работы

Обучение английскому языку четырехлетних детей осуществляется только устным путем, в игровой форме, с использованием игрушек.

Отличительная особенность программы в том, что, основываясь на оригинальном комплексном подходе к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, она помогает связывать между собой занятия по английскому языку с другими традиционными дисциплинами ДОУ, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает основные занятия более интересными, содержательными, продуктивными.

Формы, методы приемы обучения.

Образовательный процесс организован следующим образом:

ведется специальное обучение на занятиях 1 раз в неделю в первую половину дня с группой детей по 15 человек (длительность занятия 15-25 минут);

вводятся речевые конструкции разговорной речи;

беседы по играм и игрушкам, иллюстративным книгам и словарям, настольным играм;

прослушивание английских сказок и песен;

участие в спектаклях кукольного театра;

занятия английским языком в различных видах деятельности;

в детском саду и среди младших школьников проводятся праздники, связанные с изучаемым языком и культурой (например, утренник «Веселое Рождество»);

проводятся инсценировки русских и английских сказок, например, (русская сказка), “The Turnip” (английская сказка), “The Little Pigs”;

при обучении фонетике широко используется разучивание и декламация стишков, пословиц, поговорок;

при обучении грамматике используются различные упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, на развитие внимания учащихся, на развитие логического мышления.

для развития навыков устной речи используются творческие игры, когда дети по заданной ситуации сами составляют диалоги и используют знакомые игры;

для усвоения лексики используется яркая, красочная наглядность, связанная непосредственно с предметом, картинкой или действием;

при обучении письму используется цветовая сигнализация, пиктограммы, различные упражнения, которые проводятся в форме игр (деление класса на команды, игра на победителя и т.д.);

занятия проводятся также в форме конкурсов, викторин, игр, загадок.

Формы организации занятий

Игра- путешествие

Эвристическая беседа

Обучающее занятие

Сюжетно-ролевая игра

Познавательно-обучающая игра

Познавательная игра

Экскурсия

Дидактическая сказка

Диалоги

Инсценировка

Просмотр мультипликационных фильмов

Викторина

Конкурс

Игра-загадка

Пальчиковая игра

Концерт

Методы, приемы обучения

Словесный

Наглядный

Репродуктивный

Игровой

Драматизация

Использование комплекса физических упражнений

Первый год обучения

СЕНТЯБРЬ

n/n

Тема

Цель

1.

Знакомство с Великобританией.

Познакомить с культурой Великобритании, ее жителями. Способствовать формированию социокультурной компетенции.

2.

Приветствие.

Познакомить детей со словами Hello, good-bye. Способствовать активизации речевых образцов. Разучивание песенки « Привет»

3.

Откуда ты?

Познакомить детей с конструкцией I am from Russia. Способствовать активизации речевой конструкции при высказывании.

4.

Веселый счет (1-5)

Познакомить детей со счетом(1-5)

Разучивание песни про счет.

Октябрь

n/n

Тема

Цель

1.

Моя семья

Познакомить детей с членами семьи. Разучивание стихотворения про семью.

2.

Моя семья

Разучивание песенки про семью. Познакомить с конструкцией I have

Способствовать активизации речевой конструкции при высказывании

3.

Цвета

Познакомить детей с основными цветами.

Разучивание песенки « Радуга».

4.

Радуга.

Способствовать формированию произносительных навыков по теме « Цвета».

Ноябрь

n/n

Тема

Цель

1.

Домашние животные

Познакомить детей с домашними животными. Разучивание дидактической игры « Что пропало».

2.

На ферме.

Познакомить с животными, живущими на ферме. Разучивание стихотворения про собачку.

3.

Питомцы.

Способствовать активизации лексического материала по теме «Животные» в монологическом высказывании.

4.

Театр « три поросенка»

Способствовать формированию коммуникативной компетенции посредством театрализованной деятельности.

Декабрь

n/n

Тема

Цель

1.

Дикие животные

Познакомить детей с дикими животными. Разучивание считалочки про животных.

2.

Дикие животные

Способствовать формированию произносительных навыков по теме « Дикие животные».

3.

В зоопарке

Способствовать активизации лексического материала по теме «Животные» в монологическом высказывании.

4.

Песенка « Кто ты?»

Разучивание песенки по теме «Дикие животные»

Январь

n/n

Тема

Цель

1.

Учимся считать (5-10)

Познакомить детей со счетом(5-10)

Разучивание песни про счет.

2.

Сколько тебе лет?

Диалогическая речь с лексическим наполнением прошлого урока и новыми структурами.

3.

Веселая арифметика

Формирование произносительных навыков по теме счет.

4.

Рождество

Познакомить детей с традициями и обычаями празднования рождества в Англии.

Февраль

n/n

Тема

Цель

1.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2018