Microsoft

2012

«Сюжетно-ролевая игра и её значение дляформирования готовности детей к школе»

Консультация для родителей

Чупеева Н.С.

ГБОУ ЦРР Д/С № 1035

План

Введение.

1. Сущность понятия «сюжетно-ролевая игра» и её основные особенности.

2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования готовности детей к обучению в школе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Игра выступает как важное средство воспитания.

Как показывают исследования многих психологов, именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Особое значение данная игра имеет для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности дошкольника к школе.

Важнейшим критерием готовности ребёнка к школьному обучению является психологическая готовность, а именно становление возможности принятия им учебной задачи.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.

Психологическая готовность формируется в игре. Если ребёнок не освоил в достаточной степени сюжетно-ролевую и другие различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. Именно в игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.

В современной ситуации развития детей эти положения нередко утрачивают свой первоначальный смысл и своё значение в практике дошкольной педагогики. Между тем именно сейчас они приобретают особую актуальность. Поэтому целесообразно вернуться к ним, и по-новому взглянуть на эти традиционные представления.

1. Сущность понятия «сюжетно-ролевая игра» и её основные особенности

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Рассмотрим основные особенности сюжетно-ролевой игры.

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения в игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в  одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни людей.

Основными критериями сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя.

На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.)

В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

В старшем дошкольном возрасте выполнение смысла игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Исполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.

3. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования готовности детей к обучению в школе

Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.

Готовность к обучению в школе формируется в игре. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.

Тем не менее, игра начинает терять свою ценность в глазах взрослых. В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени.

И во многих детских садах основное внимание уделяется занятиям, а не игре. Вместе с тем значительная часть детей приходят в школу неподготовленными. Они с самого начала обучения испытывают трудности, мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Иными словами, если ребенок не умеет играть, если уровень его игры низкий, то это скажется на готовности к школе.

Известно, что, когда ребенок делает что-то под давлением, результат достигается медленнее, учение еще до школы может стать скучным и обременительным занятием. Если встречается негативное отношение ребенка к учению, необходимо сначала соединить его с игрой.

В сложившейся ситуации важно чтобы каждый ребенок, как воспитывающийся в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье был подготовлен к обучению в школе. Взрослые, педагоги должны помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».

Изучение развития детей показывает, что в сюжетно-ролевой игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

Игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.

Логические операции в старшем дошкольном возрасте ещё, как правило, не могут существовать вне игры, так как нуждаются в сильной эмоциональной «поддержке».

Это нашло отражение в экспериментах Л.С. Славиной, где простейшие примеры на сложение и вычитание предъявлялись ребенку сначала вне игровой ситуации, а затем в сюжетно-ролевой игре в «магазин». Вне игры дети неохотно выполняли задания, всем свои видом показывая, что они безразличны к этой деятельности.

Необходимым условием для формирования у детей учебной деятельности является произвольность. Она предполагает подчинение определенным нормам, законам, правилам. Например, произвольная память означает запоминание не того, что бросается в глаза, а того, что необходимо для игры, учебы, или какой-либо другой деятельности. Казалось бы, очень просто научить ребенка подчинятся правилам, но не случайно исследователи подчеркивают, что произвольность возникает лишь к концу дошкольного возраста, когда дети освоят нормы и правила, которым их обучает взрослый, и будут подчинять поведение своим собственным законам и нормам. Такое формирование произвольности возможно только в игре, где ребенок учится действовать в соответствии с сюжетом, подчиняться определенным правилам, пока игровым. При этом он действует добровольно.

Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра – школа новых потребностей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает радость будущей серьезной деятельности, деятельности общественно значимой и общественно оцениваемой. Тем самым игра готовит ребенка к школьному обучению со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения, добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.

Благодаря игре поведение ребенка, его внимание, память становятся произвольными, это показано в исследованиях многих ученых.

З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания.

З.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение сюжетно-ролевой игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

И так, игра – школа произвольного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения при исполнении роли.

Как показано в исследовании Е.А. Бугрименко, сюжетно-ролевая игра способствует выделению и освоению дошкольниками социальной функции контроля, т.е. раскрытию его смысловой стороны. Это осуществляется, в частности, за счет того, что правила контроля, составляют основное содержание игровых действий, вплетаются в систему ролевых взаимоотношений детей. В её исследованиях также было показано, что сюжетно-ролевая игра для детей 6-7 лет уже в большей степени утрачивает свое значение в выделении социальной стороны контроля.

Необходимо также отметить значение сюжетно-ролевой игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. В сюжетно-ролевой игре, подчеркивает Д.Б. Эльконин, в результате эмоционально-действенной ориентации ребёнка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности; возникает, и получает свое развитие новая психологическая форма мотивов.

Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в роли ученика, и в роли учителя.

Очень важный момент психологической готовности ребёнка к школе — принятие на себя роли ученика, желание идти в школу. Сложно требовать от ребёнка, которому школа неинтересна, внимательности, выполнения заданий учителя и домашних уроков.

  Социальный мотив к походу в школу тоже закладывается в сюжетной игре. В этом случае игра — это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, разобраться в их системе отношений. Играя в школьника, ребёнок изживает страх перед новым этапом своей жизни, понимает, что это новая, возможно, сложная, но интересная позиция — позиция школьника. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой и зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ сделать это — пойти в школу.

Роль учителя даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, способствуют развитию произвольного поведения, упражняют ум и развивают его как личность. Развивая у старших дошкольников необходимые качества для школьной жизни, сюжетно-ролевая игра является оптимальным средством формирования психологической готовности детей к обучению в школе.

Заключение

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Все виды игр имеют положительное значение в формировании готовности к обучению в школе и воспитании будущего школьника, но особое место занимают сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно-ролевых играх складываются психические процессы, развиваются качества, необходимые для последующего учения в школе. Данные игры имеют решающее значение для формирования     непосредственных предпосылок учебной деятельности.

В сюжетно-ролевых играх ребенок научается сознательно подчиняться правилам, которые легко становятся для него внутренними. Всё это имеет особое значение для формирования предпосылок учебной деятельности. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Следует подчеркнуть, что именно в сюжетно-ролевых играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения этого задания, можно утверждать, что решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном   возрасте имеет именно развитие сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, анализ исследований различных ученых позволил сформировать вывод: сюжетно-ролевая игра является средством формирования готовности детей к обучению в школе, развивая у них необходимые качества для школьной жизни.

Список литературы

Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал, 2005, № 2 — www/science-education.ru/39-1478.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

Новиков Г. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе// Дошкольное воспитание, 2005, № 8.- С. 95-100.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.