Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Воспитатель: Литовченко

Олеся Александровна

МБДОУ д/с № 55

«Звонкие голоса»

г. Новороссийск

2012 год

Содержание:

1

Актуальность опыта

3

2

Ведущая идея опыта

3

3

Теоретическая база опыта

4

4

Выводы

15

5

Библиографический список

17

6

Приложения

18

Актуальность опыта

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Ведущая идея опыта

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его речь, внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Теоретическая база опыта

Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н.К. Крупской и А. С. Макаренко.

В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Вместе с тем она рассматривала игру как главное средство воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств; в играх воспитываются меткость глаза, ловкость и сила движения.

Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Особое значение придавала Н. К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала воспитателей всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимости их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».

Н. К. Крупская писала о том, что в игре ребенок готовится я труду: «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».

Н.К. Крупская подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Продумывая задачи и coдержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства. Она считала необходимым тщательно анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного значения: насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, коллективно действовать, насколько они сплачивают, дисциплинируют, организуют.

Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко (1888— 1939). Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, — говорил он в «Лекциях о воспитании детей», — таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

По мнению А. С. Макаренко, руководство детскими играми направлено: 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе — определенные задачи руководства. По возможности надо предоставлять детям свободу действий в игре, но, если игра протекает неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Технология опыта

Работая с детьми дошкольного возраста я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста.

Основная цель моей работы:

Формирование речи детей старшего дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые необходимо решить в процессе формирования положительных взаимоотношений:

- воспитание желания и умения совместно играть;

-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Свою работу я построила по следующим направлениям:

- диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;

- создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;

- проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно ролевой игры.

На начальном этапе своей работы я исследовала детей своей группы. Для этой цели я использовала следующие методы:

- методы исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников;

- индивидуальная беседа;

-наблюдение.

Как показали результаты исследования игровой деятельности детей, игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

На основе полученных данных отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, охотно идут на контакт со взрослым и со сверстниками. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. 65% детей эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей — лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений. Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 25% из всех детей, 60% общаются со взрослыми, но не очень активно, а 15% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Главная задача воспитателя — помочь им перебороть страх, стеснение, малоактвность, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые буду использовать в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

Исполнение воспитателем главной роли;

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

Внесение образных игрушек;

Прием параллельной игры;

Прием ролевой игры с продолжением;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Игра в телефон;

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы,

Участие воспитателя в игре (главная роль);

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

Изменение игровой среды;

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов»..

Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, требуемые программой «Детство», соответствующие возрастным особенностям детей.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью я проводила кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель — самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, я показываю пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включаю куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому я привлекаю ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.

Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Я учу детей приемам организации в игре, помогаю каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», — говорю детям.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи — признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу. В работе с этими детьми выявляла их особенности, выводила их из состояния малоактивности путем организации игровой деятельности. Предлагала ребенку сделать своими руками поделки, например, кукольную мебель, телевизор, пианино и т.п., целью налаживания контактов с детьми менее активными в общении. В целях снятия эмоционального напряжения у дошкольников использую метод мозгового штурма.

Перед началом мозгового штурма ставлю задачу — начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом.

Мозговой штурм провожу при решении какой-либо задачи (например, бытовой), во время игры, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…). Мозговой штурм использую при обсуждении нравственного поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но при этом помню, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому помогаю разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

Успех воспитания различных нравственных качеств — в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Однако, я не навязываю тему, сюжет игры, а даю рецепты поведения. Руководя игрой, решаю и развивающие, и воспитывающие задачи. Для развития сюжета игр провожу с детьми старшего дошкольного возраста игры — придумывания. В совместной игре с детьми я постепенно перевожу их ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Для этого ориентирую детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Например, предлагаю рассказать о себе «Как я живу дома». Рассказ происходит в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл. После его изложения предлагаю передать «ход» другому ребенку. Если дети затрудняются в изложении рассказа, то помогаю им наводящими вопросами.

Таким же образом предлагаю новую игру. «Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, например, «Бабушкина избушка». Для развития сюжета с детьми старшего дошкольного возраста провожу игры -придумывания. Я предлагала составить творческий рассказ о себе. Рассказ проходил в свободной обстановке, важно, чтобы ребенок передал общий смысл.

Игра — придумывания каждый раз занимала не более десяти — пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру включала включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировала детей к соединению сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включала детей в игру, где участником предлагала роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не «закрывать» предметными действиями работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществляла в форме «телефонных» разговоров персонажей.

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировала детей к соединению сюжета с ролевым взаимодействием (например, доктор звонит бабушке чтобы узнать, как ее самочувствие после недавнего заболевания).

В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Мое эмоциональное поведение, моя увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия ко мне как к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.

Мое проявление, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д.

В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для воспитания культуры поведения.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя — занятие началось позже, насорил во время еды — дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, я забочусь о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

Дети эмоциональны, поэтому приемы используемые мною не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, использую картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

В каждом конкретном случае ищу причину неправильного поведения ребенка, использую индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае помню о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не делаю замечаний, обижающих его.

В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Поэтому в работе с детьми создаю специальные ситуации, побуждающие детей поступать правильно. Обсуждаю с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, хвалю тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учу детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждаю детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее.

Обращаю внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Кроме разговоров с детьми, обязательно показываю им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Для этого использую кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма,- особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строю на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому использую естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Обращаю внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждаю их так же общаться между собой.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Воспитываю в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Обсуждаю с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Говорю о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, обсуждаю с ними форму отказа, учу выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).

Основные трудности организации игровой деятельности связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Дети первоначально недоверчиво относятся к изменившейся позиции взрослого и воспринимают его поведение как игру, которая скоро закончится. По моим наблюдениям дети достаточно часто настороженно воспринимают входящего в группу взрослого.

Вхождение воспитателя в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Я заметила, что дети стали часто обращаться ко мне, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда я поддерживала беседу детей о героях мультфильмов, находилась в курсе детских интересов, включалась в обсуждение детского замысла, считалась с мнением других детей, подчеркивала достоинства замысла ребенка. В ходе организации сюжетно – ролевых игр значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

В эксперименте я специально демонстрировала свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группам, объединенных, совместной деятельностью.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень игровой деятельности. 55 % детей показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу сталли проявлять и малоактивные дети.

Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети стали меньше конфликтовать друг с другом, более того, стали участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что сюжетно-ролевые игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, если создаются следующие условия.

Библиографический список

1.Зворыгина Е.В. «первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988 г. (стр.3)

2.Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 1987. (стр.5-21)

3. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986г. (стр. 8)

4. Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 3-8)

5. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982 г. (стр. 3-58)

6. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2002, (стр.7-10)

7. Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984 г. (стр. 14 — 26)

8. Логинова В.И. Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1988 Г. (стр.92-136)

9. Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)

10. Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)

11. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)

Конспект занятия

«Моя семья»

( с элементами сюжетно – ролевой игры)

Старшая группа

Цель: активизировать словарь по теме; познакомить детей с разными профессиями, научить детей доброжелательному общению с людьми, поговорить о профессии родителей, научить детей уважать труд родителей, понимать их и помогать им.

Ход беседы

Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о разных профессиях людей и профессиях ваших родителей. Сначала посмотрим на картинки. Кем работают изображенные на них люди?

Дети (берут по одной картинке, выставляют их на доску)

Воспитатель: на первой картинке у нас изображен продавец. Где работает продавец?

Дети: в магазине.

Воспитатель: А что он там делает? Дети: Продает товар

Воспитатель: Правильно. Продавец работает в магазине и продает товар. Обратите внимание на его одежду. На голове имеется колпак, на груди — фартук. Давайте посмотрим на следующие картинки. Кто изображен на них?

Дети: Врач, шофер, учитель, библиотекарь, парикмахер, повар, плотник

Воспитатель: Да, правильно. Где работает врач?

Дети: В больнице.

Воспитатель: Что он делает?

Дети: Лечит людей.

Воспитатель: А где работает шофер? Учитель? Библиотекарь? А что они делают? Шофер — водит машину, учитель — учит детей в школе, парикмахер ….

Воспитатель: Нам в группу прислали посылку. Давайте посмотрим, что в ней? В посылке предметы одежды. Сегодня вы будете работать. Для этого необходимо выбрать то, что вам нужно для работы, назвать предмет, сказать, кто вы по профессии.

Дети: Сегодня я врач. Мне нужны халат и укол.

Сегодня я парикмахер. Мне нужны ножницы и расческа. Сегодня я ….

Воспитатель: Ребята, ваши родители, бабушки и дедушки каждый день ходят в магазин, парикмахерскую, больницу и т.д. Они общаются с продавцами, врачами, парикмахерами и т.п. Давайте и мы тоже поучимся правильно разговаривать со взрослыми людьми. Вы все знаете, что когда заходишь в магазин или в другое заведение, нужно говорить: «Здравствуйте!». Если хотите что-то попросить, то говорите: «Дайте мне, пожалуйста, …. например, полкило конфет.» или «Сделайте мне, пожалуйста, стрижку». За оказанную вам услугу вы должны непременно поблагодарить взрослого человека, сказать: «Спасибо!» или «Большое вам спасибо». Прощаясь, не забудьте сказать: «До свидания!» Все запомнили?

Дети: Да!

Воспитатель: Надеюсь, теперь вы будете культурными и доброжелательными людьми. Дома, ребята, вы должны были узнать о профессии ваших родителей, принести фотографию и рассказать нам.

Дети: Мой папа — милиционер. Он следит за порядком, наказывает хулиганов.

Моя мама — продавец. Она работает в магазине и продает товар

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте соберем ваши фотографии и сделаем фотоальбом.

Воспитатель: Ребята, ваши родители проводят весь день на работе. Они очень сильно устают. Родителей надо жалеть, помогать им в домашнем хозяйстве, любить их и уважать. Когда вы приходите домой, что вы делаете?

Дети: Смотрим телевизор, играем в компьютер, читаем книжки

Воспитатель: Это не правильно. Где же забота о ваших родителях? Любовь? Уважение? Прежде всего, придя домой, вы должны помочь маме на кухне: помыть посуду, подмести пол, полить цветы, протереть пыль. Помогая маме, не забудьте помочь и папе, о чем он не попросит. Помните, родители это ваша опора, как вы будете чаще заботиться и беречь своих родителей, так они меньше будут болеть. Любите и уважайте своих родителей! Беседа подошла к концу, не забудьте показать фотоальбом своим родителям.

Конспект занятия

«Моя помощь взрослым»

( с элементами сюжетно – ролевой игры, с участием куклы — Петрушки)

Старшая группа

Цель:

- формировать доброжелательность вежливость, уважение к окружающим; S развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.

Материал:

- кукла Петрушка

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о том, как вы любите и помогаете своим родителям. Сегодня у нас в гостях Петрушка. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Петрушка!

Воспитатель: А как вы еще умеете здороваться?

Дети: Доброе утро, Петрушка!

Петрушка: Здравствуйте, дети! Сейчас мы с вами немного пофантазируем. Представьте себе, что Иванушка и Елена Прекрасная поженились и у них родились дети, мальчик и девочка. Однажды сын спросил маму: «Кто в нашем доме главный?». Что ему ответила Елена прекрасная? Дети: (отвечают)

Петрушка: (выслушав ответы детей, обобщает их) Главным, или главой семьи является папа: он выполняет самые тяжелые работы по дому, кормит семью, заботится обо всех. Но главной является и мама: она главная по хозяйству в семье (убирает, кормит, жалеет), и дети тоже главные. Воспитатель: А кто главный в вашей семье? Дети: Папа…. Мама…

Воспитатель: Надо ли слушаться родителей? Бабушек и дедушек? Дети: Да!



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст