Праздник родословной «Шежере байрам»

(для старшей и подготовительной группы)

Около центральной стены зала стоят вырезанное из картона большое дерево, юрта и два дерева с изображением родословных двух детей. Недалеко располагается — макет соцветия курая.

Вед.: Славься земля серединная,

Золотая, роскошная, дивная.

Так природа сама захотела,

Чтоб земля здесь о радости пела,

Над волнами чтоб чайки носились,

А в лесах чтобы звери водились,

Чтобы недра богатыми были,

Чтобы здесь все мы счастливо жили…

Назову эту землю торжественно,

Она гордо звучит и естественно,

Средь созвездия блестящих стран,

Имя это – Башкортостан!

(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)

Дети:

1. У матери России

Есть много дочерей

Но нет средь них красивей

Башкирии моей.

2. Здесь гордо горы высятся

Леса простор степной

Озёра, реки ширятся

Хрустальною волной.

3. Щедра земля Урала

Богатств её не счесть

Есть в недрах нефть и уголь

Есть золото и медь.

4. Как не любить твои просторы

Как не любить твои луга

Урала яркие узоры

Долины, горы и поля.

5. О Башкирии поём

Как мы славно здесь живём

Вся она цветущий сад

Говорим мы ей –

Все хором: РАХМЭТ !

Песня «Отчизна» («Родина моя» муз. Ф.Гершовой, сл. М.Хая)

(Дети старр. садятся, а дети подг.гр встают врассыпную.)

Сначала читаются стихи на баш яз.

Дети:

1. Расцветай, Республика,

Мой Башкортостан,

Нет тебя прекраснее

Средь далеких стран.

2. Гордый, независимый

Мой прекрасный край,

Жемчужина России,

А вернее – рай.

3. Юная, но сильная,

Родина моя,

Пусть всегда обильными

Будут закрома.

4. На Урале сказочном

Пусть цветут сады,

Всем желаем радости,

Никому – беды.

Танец «Родной край» («Башкортостан – Родина моя»

муз. и сл. Ф.Даутовой) (современные движения с элем. баш. нар. танца)

(Исполняют дети подг.гр. После садятся.)

Вед.: Кем был твой прадед, кем твой дед?

О чём они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало б дружный смех?

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошёл

В башкирском том полку?

И, если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ!

(Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.

Входит дедушка Хамит (взрослый в национальном башкирском костюме)

и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево (сухую ветку, на котором закреплены листочки (из бумаги) с именами). К нему подходит ребёнок.)

Реб.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?

Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.

Реб.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.

Дедушка Хамит: Это моё шежере.

Реб.: А что это такое?

Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере?

Дети: Да!

(К дедушке подходит другой ребёнок в башкирском костюме.)

Реб.: Меня зовут … … … . Я хочу познакомить вас с моим шежере.

(Затем к дедушке подходит ребёнок из русской семьи).

Реб.: Меня зовут … … … . Познакомьтесь с моей родословной.

Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои шежере.

(Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других детей).

Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у деревьев.

Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.

Вед.: Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя приготовили.

Песня «К нам гости пришли» (муз. Ан.Александрова, сл. М.Ивенсен)

(Исполняют дети стар.гр.)

Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за хозяйством присмотреть – оно у меня большое.

Вед.: Подожди, дедушка Хамит, может ты нам поможешь своим советом. Посмотри на наш «курай», он стоит грустным? А ведь на празднике всё должно быть ярким, весёлым.

Дедушка Хамит: Наверное, он хочет увидеть какие вы дружные, веселые, заботливые. У меня как раз для вас есть сундучок, а в нём – задания. Справитесь с ними – расцветёт ваш курай, оживёт, запоёт.

(Отдает сундучок ведущему, прощается и уходит)

(Вед. достаёт из сундучка записку с 1-ым заданием.)

Дети вспоминают пословицы о семье.

- Дом отца соломенный, да дворцом кажется.

- Возле солнца – тепло, возле матери – благостно.

- Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир тянется.

- Шестерых братьев, что объединятся, даже волки боятся.

- Родич без родича не проживёт.

- Глядя на старшего брата, младший силу обретает; глядя на старшую сестру, младшая подрастает.

- Отец для ребёнка – колчан золотой, мать – золотые стрелы.

Вед.: Дорогие родители, как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Родители объясняют смысл нескольких пословиц.)

(Вед. достаёт из сундучка 1-ый кружок из яркой цветной бумаги, один из детей прикрепляет его к макету соцветия курая.

Затем Вед. достаёт записку со 2-ым заданием объявляет, что с ним справятся только наши родители: «Седьмое колено». Вед. объявляет задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить. )

Вопросы:

Брат жены (Шурин)

Брат мужа (Деверь)

Сестра мужа (Золовка)

Сестра жены (Свояченица)

Мать жены (Теща)

Отец жены (Тесть)

Отец мужа (Свекор)

Мать мужа (Свекровь)

Дочь брата или сестры (Племянница)

Брат отца или матери (Дядя)

Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)

Мужья двух сестер (Свояки)

Матери жены и мужа (Сватьи)

(Вед. вручает одному из детей 2-ой кружок из цветной бумаги.

Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.

Вед. достаёт из сундучка записку со следующим заданием.)

Вед. (читает записку): Что-то пляска не видна?

Вед.: Нет, не правда, вот она!

Реб.: Ну-ка музыку давайте

Веселее начинайте

Праздник в садике у нас

Мы попляшем вам сейчас.

Татарский танец (Исполняют дети стар.гр.)

(По окончании Вед. вручает одному из детей 3-ий кружок из цветной бумаги.

Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)

(Вед. обращает внимание детей на игрушечного козлёнка, стоящего около юрты).

Вед.: Какой хорошенький козлёнок! Мне кажется, он от дедушкиного стада отбился. Потеряется теперь, вот беда… Ребята, а давайте доведем его до загона.

Проводится игра «Загони козлят домой».

(Дети делятся на четыре команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.

Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.

Вед.: Да, доброе мы дело сделали. (Достаёт из сундучка записку). У меня и для гостей есть задание. Я знаю, что все любят танцевать. Исполните-ка, дорогие родители, необычный танец.

Взрослые исполняют танец «Выделывание ковра»

(или просто свободный танец)

Вед.: Молодцы, гости, не подвели! Вот ещё с одним заданием справились.

(Вручает ребенку 4-ый кружок из цветной бумаги.

Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)

Вед.: Я вижу, что все мы – одна большая, дружная семья. Споём вместе хорошую песню.

Песня «Дружная семья» (на мотив песни «Если с другом вышел в путь»)

(взрослые подпевают припев.)

(Вед. вручает 5 кружок из цветной бумаги.

Ребенок прикрепляет его к макету соцветия курая.)

Вед.: Из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи.

(Вбегает батыр (юноша) с плёткой, приплясывает)

Батыр: Есть у вас смелый джигит?

Реб.: Есть!

Мне не надо, мне не надо

Ни подарка, ни награды.

Мне бы только стать джигитом,

Настоящим, знаменитым.

Батыр: Эй, джигиты, запрягайте лошадей.

Танец «Джигиты» (Исполняют мальчики подг.гр)

Вед. (к родителям): Хороши ваши джигиты!

(Вед. вручает одному из мальчиков 6-ой кружок из цветной бумаги.

Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)

Вед.: Да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.

Проводится игра «Гостеприимная хозяйка» (накрыть на стол)

Вед.: А ещё наши девочки такие рукодельницы. Сами посмотрите.

Танец «Шаль вязала» (Исполняют девочки подг.р.)

Вед. вручает одной из девочек 7-ой кружок из цветной бумаги.

Та прикрепляет его к макету соцветия курая.)

Вед. (обращает внимание детей на соцветие курая): Посмотрите, ребята, наш цветок курая расцвёл, стал нарядным.

Реб.: Когда я слушаю курай,

То радость льётся через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Вед.: Ребята, вы слышите доносится знакомая нам мелодия (звучит мелодия игры «Юрта») Что это за мелодия? (дети отвечают)

Вед.: Давайте мы поиграем в игру «Юрта – тирмэ»

Проводится игра «Юрта» (муз. Ф.Гершовой)

Вед.: Большое создаётся малым:

Из жёлудя поднялся дуб,

С бревна начался крепкий сруб,

А родничок – реки начало,

С одной сосны начался бор,

С кирпичика пошёл дворец,

С ворсистой ниточки – ковёр.

Вот так придумал наш Творец!

Дом к дому – улица,

Из улиц растут селенья, города.

Всё это ты, Башкирия родная,

Мой край, любимый навсегда!

Реб.: Ну-ка шире, шире круг,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст