Цель:

Развитие познавательных интересов детей.

Расширение кругозора путем приобщения к истории Марий Эл.

Патриотическое воспитание.

Коррекция речи (расширение активного словарного запаса, работа над выразительностью и эмоциональностью речи)

Оборудование:

Сундук

Карточки с буквами

10 мячей, 2 подноса

Листы бумаги

Цветные карандаши

Карточки с изображениями Луны и Солнца.

Ход занятия:

Учитель: Салам лийже, йоча-влак!

Здравствуйте, дорогие гости!

Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Ребята, как называется место, где вы родились и живете?

Дети: Родина.

Учитель: Родина наша – страна Россия, а также республика, в которой мы живем. И зовется она (все вместе)… Марий Эл!

Дети: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом,

Слава им, борцам суровым!

Учитель: Сегодня мы еще раз окунемся в старину, жизнь, быт, культуру наших предков.

Нынче к нам на огонек

Поутру, невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок

Чудо – цвета изумруда.

Может в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.

На крышке написано «Письменность»

Ребята, я вижу, что кое-кто из вас огорчен. Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут.… И все же можно утверждать, что письменность - это величайшее сокровище из всех, которыми сумел овладеть человек. И сегодня наше занятие будет посвящено дню Марийской письменности. Наша республика каждый год 10 декабря отмечает день Марийской письменности. Именно в этот день появилась первая книга, написанная на марийском языке. Марийцы стали записывать сказки, легенды, стихи, песни на марийском языке. Сейчас мы с вами исполним песню про маму, которую написал наш земляк, заслуженный артист Республики Марий Эл Олег Логинов.

Исполнение песни.

Появились писателей, поэты, рассказывающие о красоте родного края, о своей любви к родине. Они писали не только для взрослых, но и для детей.

Показываются детские книги С. Г. Чавайна « Летнее утро», И. Осьмина «Летчик», В. Колумба « Где прячется ночь», А. Юзыкайна «Изий» и др.

Стихотворение С. Г. Чавайна «Роща» («Ото») является первым стихотворением, написанном не марийском языке.

Дети:

Ото

Ик тымык ото уло мемнан элыште.

Шога тудо ото кугу ер серыште.

Тушто ладыра деч ладыра пушенге кукшеш,

Тушто мотор деч мотор саска шочеш,

Тушто, ужар садер лонгаште, шупшык шушка,

Тушто ото гыч ерышке яндар вуд йога.

Тушто шудыжат ужаргырак,

Тушто пеледышыжат моторак.

Тудо отым мый йоратем.

Тушто пушенге руышым мый вурсем!

Роща

В краю моем есть роще тихая одна,

Стоит над озером, вся в нем отражена.

Ее деревья раскидисты, густы.

Здесь самые прекрасные рождаются плоды,

Здесь в глубине поет веселый соловей,

Сбегает в озеро по камушкам ручей,

Здесь самая зеленая трава,

Цветы милы и шелкова листва.

Люблю ее простую красоту.

И проклинаю всех, кто губит рощу ту!

Письменность появилась не сразу. Постепенно люди стали изображать то, что лежит в нашем сундучке. Ой, да мы про него совсем забыли! А сундучок то не простой. Как бы нам его открыть? Наверное, надо загадку отгадать. Тогда он и откроется.

Загадка:

Черные. прямые. от рождения немые,

Встанут в ряд, заговорят. (Буквы)

После отгадывания загадки крышка сундучка открывается, и ведущий достает два конверта:

Ребята, посмотрите — на конверте написано:

«Это буковки для тех,

Кто играет лучше всех!»

На этих карточках спрятано по одному слову. Вам нужно отыскать это слово, объединив выделенные буквы. (Слова «АВА», «МАМА»)

Раньше люди не знали букв и не было у них ручек, карандашей. Издавна люди изображали разные знаки-«Тамги». У каждого двора. семьи была своя. Тамга ставилась на документах, ею помечалась принадлежность. Марийцы вырезали родовой знак на деревянных брусках ножом, на земле обозначали лопатой, на личных деревьях и бревнах вырубали топором. Позже эти знаки стали использовать на орнаментах для украшения одежды и предметов быта.

Образцы.

Давайте мы с вами сейчас разделимся на две группы. У каждого будет свой знак. Одна команда будет под тамгой «Солнца», а другую назовем тамгой «Месяца».

Из сундука достаются карточки с изображениями, делятся между участниками.

Игра «Кто быстрее?»

Ой, молодцы вы, ребята. А теперь предлагаю вам нарисовать каждому свою тамгу. Знак может быть разным, но обязательно красивым, ярким.

Рисование личной тамги. Педагог по необходимости помогает детям, советует, подсказывает. Звучат народные мелодии в записи.

Подведение итогов.