В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению ОНР мною используется такой эффективный метод, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы. К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования. • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня). • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей. • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР на логоритмических занятиях раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.

Огромное значение на логоритмических занятиях придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

Позвольте вас спросить, как давно вы были в театре? В этом месяце? В прошлом году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама брала вас за руку и везла на детский утренник в ближайший театр? К большому сожалению, таких заботливых мам сейчас все меньше (хотя бы потому, что работать им приходится все интенсивнее), да и цены на билеты в театр нынче «кусаются». Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я проводила родительское собрание, на вопрос, заданный вам, а6солютнoe большинство отвeтило отрицательно (совсем никогда!).

Почему я говорю о театре? Потому что в нашем саду дети «бывают в театре» как минимум один раз в месяц, приходя в гости друг к другу на спектакли. Кроме того, использование театрализованной деятельности в детском саду и особенно в логопедических группах считаю оптимальным решением.

Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрaшена, вызывать у них живой не затухающий интерес.

Театрализованная деятельность на логопедических занятиях создает оптимальные условия для коррекции речевых нарушений у детей и повышения мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые можно успешно решить в ходе работы над театрализацией:

- пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);

- отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;

- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Используемые в нашем детском саду различные виды театрализованных игр отличаются художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты (каждый ребенок исполняет свою роль), в других действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Кроме тoгo, проводятся спектакли с использованием настольногo театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребенок, а вершина — то, чего он может достичь. Каждая грань — это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка — не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чегo же начать педaгoгу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (поскольку от выбора произведения зависит успех постановки), но в то же время самый простой шаг — всегда можно воспользоваться paзpaботaнной программой, где определен круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

К основным этапам работы относятся:

— ознакомление с произведением, распределение ролей (с учетом

возрастной категории), для старших детей обязательно с учетом личных

пожеланий;

- разучивание текста, «подгонка» роли под определенного ребенка (замена слов с учетом звукового наполнения, упрощение фраз). Этого нельзя делать, когда читаем произведение целиком;

- изготовление атрибутики (билетов, костюмов, афиш, декораций) по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлечением родителей;

- подбор музыкального сопровождения, привлечение детей в старшем возрасте как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению; обсуждение — звучание кaкoгo инструмента подходит тому или иному герою;

- репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, как заключительный момент общая игра-драматизация). Каждый специалист детского сада принимает участие в подготовке спектакля.

Инструктор по физкультуре уделяет внимание физическим характеристикам героев (пластичности, походке, общей координации), закрепляемых в подвижных играх.

Музыкальный руководитель работает над голосом героя (определение нужной высоты и тембра для каждого); подбирает соответствующие характеру и темпераменту действующегo лица музыкальные отpывки, ритмические упражнения с переключением внимания ( «как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в…»); прослушивает с детьми мелодии и обучает их самостоятельному музыкальному сопровождению.

Воспитатель:

. читает художественные произведения; пополняет словарь детей; проводит занятия по изобразительной деятельности (знакомит с цветом, формой, тактильными ощущениями, лепкой, рисованием, аппликацией и вырыванием по контуру из бумаги); пальчиковые игры и речь с движением для развития мелкой моторики;

. обогащает словарь по данной и смежным темам (дикие и домашние животные и птицы, детеныши животных, время года, продукты питания, семья).

Логопед проводит:

. артикуляционную гимнастику, напрямую связанную с дикцией и воплощаемую в театральных формах ( «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);

. упражнения для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте проводится со звукоподражаниями);

. логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (речь с движением — совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте);

. коррекционно-развивающие игры:

- на развитие памяти с расширением словарного запаса (подбор и запоминание определений), отгадыванием загадок;

- слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, нарисуй по описанию);

- логическое мышление: что сначала, что потом;

- словоизменение и словообразование;

- образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса» );

- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней), работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой;

. упражнения для эмоционального развития у детей мимики, жестов с элементами пантомимы. Очень важно научить передавать мимикой страх, боль, испуг, сострадание;

. театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом, например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»).

Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом, что называется, «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются: и на прогулке, и в спальне). Может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. М: ТЦ «Сфера», 2003 год — 128 с.

2. Л.В. Артемова Театрализованные игры дошкольников. М., 1991 год – 58 с.

3. Т.В. Волосовец Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Институт общегуманитарных исследований, 2002 год – 256 с.

4. Т.Н. Доронова Играем в театр. М.: Просвещение, 2004 год – 127 с.

5. Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 год — 340 с.

6. В.В., Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). — М.: Гном и Д, 2000 год – 2001 год

7. М.Д. Маханева Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001 год — 128 с.

8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников М: «Владос» , 2003 год – 160 с.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 2000 год