Театральные занятия
Старшая группа
№ 2





Воспитатель: Буланова Светлана Андреевна

Сентябрь

Занятие 1

Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной студии. Развивать у детей умение определять, из какой сказки данные куклы. Учить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя настольный кукольный театр. Поощрять «озвучивание» куклы — пение вместе с педагогом хорошо знакомых песен.

Материал. Куклы к спектаклям «Репка», «Теремок».

Ход занятия

Дети вместе с педагогом ходят по театральной студии, рассматривают кукол, вспоминают, из какой они сказки.

Педагог предлагает малышам разыграть хорошо знакомые им русские народные сказки «Репка», «Теремок», используя настольных кукол.

По просьбе педагога дети выбирают понравившуюся игрушку, садятся на стульчики и поют песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).

Занятие 2

Цель. Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста.

Материал. Книги «Кирюшка попадает в переплет» и «Расскажи стихи руками».

Ход занятия

Педагог предлагает детям придумать рассказ «Промахнулся» по иллюстрациям в книге «Кирюшка попадает в переплет» Ю. Черепанова (М.: Дет. лит-ра, 1977). Малыши внимательно рассматривают иллюстрации к рассказу, а затем двое из них составляют рассказ по картине. Педагог задает наводящие вопросы: «Хорошо ли поступил Кирюша? Можно ли играть на проезжей части улицы?» Показывает иллюстрацию к стихотворению «Улей» из книги «Расскажи стихи руками», вольный перевод В. Егорова (М.: А/о «Совер» при участии Общества «Пролог», 1992. — С. 17). <

Пчелиный дом зовется «улей», Он весь как будто на ладони —

Пчела в него несется пулей. Пчелиный, сладкий, дружный домик

А сколько в этом доме есть (Что беспощаден он к врагу -

Таких же пчел еще — не счесть! Об этом вспомнишь на бегу.)

Педагог читает текст, дети мимикой, жестами, движением изображают происходящее в стихотворении.

Этюд на выразительность жеста

Ох, ох, что за гром?

Русская народная потешка

Педагог.

Ох, ох, что за гром? Дети подносят руки к щекам,

покачивают головой, изображая страх.

Муха строит новый дом. Ударяют, кулачком о кулачок.

Молоток стук-стук.

Помогать идет петух. Изображают петушка, высоко

взмахивая руками и поднимая ноги.

Игра «Наш оркестр»

Звучит в грамзаписи веселая музыка, дети изображают игру на разных музыкальных инструментах (барабане, рояле, тарелках, дудочке, скрипке, балалайке, ксилофоне).

Занятие 3

Цель. Поддерживать желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Развивать речь, активизировать отоварь. Обучать составлению рассказа по картине. Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение человека и животного. Поощрять стремление детей участвовать в кукольном спектакле.

Материал. Книга В. Сутеева «Забавные истории». Пилотки. Куклы.

Ход занятия

Педагог просит детей составить рассказ по картине «Не ходи, козел, в огород» (Сутеев В. Забавные истории. М.: Малыш, 1983). Дети внимательно рассматривают картину. Педагог с помощью наводящих вопросов помогает им составить рассказ.

Предлагает детям поиграть в игру «Самолеты загудели», раздает «летчикам» пилотки. Читает стихотворение, малыши выполняют движения.

Самолеты загудели, Вращательное движение руками,

согнутыми в локтях.

Самолеты полетели, Легкий бег, руки отведены

в стороны.

На полянку тихо сели Присаживаются на одно колено,

руки разводят в стороны.

Да и снова полетели. Легкий бег, руки расставлены в стороны.

Игра проводится два-три раза.

Педагог предлагает каждому ребенку взять куклу и покачать ее. Проводится игра «Баю, бай». Педагог напевает колыбельную, а дети действуют в соответствии с текстом.

Баю, баю, баю, бай, Покачивают куклу.

Ты, собачка, не лай, Грозят пальчиком собаке.

Белолапа, не скули, Брови нахмурены, губы оттопырены.

Нашу Лену не буди. С нежностью смотрят на куклу,

поглаживают ее.

Игра проводится несколько раз. Педагог обращает внимание детей на мимику лица. Предлагает ласково разбудить куклу. Дети и педагог тихо, мягко произносят: «Леночка, проснись». Звучит русская народная плясовая мелодия, дети с куклами весело пляшут.

Занятие 4

Цель. Поощрять стремление детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Развивать монологическую речь, умение составлять рассказ по картине, закреплять правильное произношение всех звуков. Напомнить приемы вождения настольных кукол. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях.

Материал. Книги «Расскажи стихи руками», «Кирюшка попадает в переплет». Козлик (игрушка).

Ход занятия

Педагог предлагает детям изобразить мимикой, жестами, движениями то, о чем говорится в стихотворении «Маленький кролик» (Расскажи стихи руками / Вольный перевод В. Егорова. М., 1992.).

Маленький кролик по имени Кролик

Всех нас смеяться заставил до колик;

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но, на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

Педагог хвалит тех воспитанников, которые стараются создать свой, оригинальный, выразительный образ, не копируя других детей.

Детей просят составить рассказ по картине «Засыпался» из книги «Кирюшка попадает в переплет».

Проводится этюд на выражение основных эмоций.

Девица, девица

Русская народная потешка

Педагог. Педагог.

Девица, девица, Волк на работе.

Сходи по водицу. Лиса на болоте -

Ребенок. Платьице мыла,

Я волка боюсь, Валек опустила.

Я лисицы боюсь, Сама-то смеется,

Я медведя боюсь. Хохолок трясется.

Выразительные движения — голова втянута в плечи, все тело дрожит. Брови приподняты, глаза расширены.

Педагог вносит козлика (настольную игрушку) и предлагает детям поиграть.

Козлик

Русская народная потешка

Педагог.

Вышел козлик погулять, Ребенок ведет игрушку по

Свои ножки поразмять столу, плавно покачивая из

стороны в сторону.

Козлик ножками стучит, Постукивает игрушкой по столу

По-козлиному кричит…

Ребенок. Бе-е-е, бе-е-е! Покачивает игрушку, возвращает

в исходное положение.

Педагог предлагает детям надеть шапочки зайчиков и сочинить пляску. Дети танцуют под музыку М. Протасова «Зайцы» ( ‘Железное С, Железнова Е. Указ. соч.)

Октябрь

Занятие 5

Цель Знакомить с театральной ширмой, верховыми куклами на гапите (гапит – палка, на которую крепится кукла. Кукловод управляет куклой из-за ширмы). Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем на ширме, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.

Материал. Театральная ширма. Кукла для спектакля «Путешествие в сказку «Теремок»».

Ход занятия

Педагог вносит театральную ширму (высотой 75 см для того, чтобы детям было легче управлять верховыми куклами и чтобы их было видно и слышно) и куклу Машу на гапите. Объясняет детям, что куклу надо держать за палочку (гапит) и водить по краю ширмы (грядке). Читает русскую народную потешку «Большие ноги» и водит по ширме куклу.

Большие ногиПедагог ведет по ширме куклу, которая

Шли по дорогемарширует

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножкиКукла легко бежит по ширме

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Педагог предлагает детям поводить куклу. Несколько раз читает потешку, дети поочередно водят куклу по ширме. Педагог вносит плоскостной теремок и показывает кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите

Путешествие в сказку «Теремок»

Педагог. Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.

Все мы знаем,

Все мы верим:

Есть на свете

Чудный терем.

Терем, терем, покажись,

Покружись, остановись!

К лесу задом, к нам лицом,

И окошком, и крыльцом.

(Г. Демыкина)

А вот и теремок. Давайте сядем на травушку и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!

Мышка (песенная импровизация).

Я маленькая мышка,

Я по лесу брожу,

Ищу себе домишко,

Ищу – не нахожу.

Тук-тук! Пустите меня!

(Г. Демыкина)

Педагог. Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.

Ребенок входит в плоскостной теремок, берет мышку – верховую куклу на гапите, управляет ею в окошке теремка.

Мышка. А теперь надо в теремке убрать.

Педагог. Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.

Лягушка (песенная импровизация).

Речка, мошки и трава! Я лягушка, я квакушка -

Теплый дождик. Ква-ква-ква! Поглядите какова!

(Г.Демыкина)

Педагог. Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

Лягушка. Тук-тук-тук! Открывайте дверь!

Мышка (в теремке). Кто там?

Лягушка. Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!

Мышка. А что ты умеешь? .

Лягушка. Я умею стихи читать. Слушай!

Для внучонка-лягушонка А малыш давай скакать,

Сшила бабушка пеленку. Из пеленки прыг да скок -

Стала мама пеленать, И от мамы наутек.

(В. Шумилин)

Мышка. Заходи!

Педагог. Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся.

Проводится игра «Зайцы и волк».

Педагог. Испугались зайцы волка и разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.

Заяц. Тук-тук!

Мышка. Кто там?

Заяц {песенная импровизация).

Я — заяц Чуткое Ушко. Пустите меня в теремок!

Имя мое — Прыг-скок! (Г.Демыкина)

Лягушка. А что ты умеешь?

Заяц. Вот что! (Поет и стучит в барабан.)

По лесной лужайке Сели зайчики в кружок,

Разбежались зайки, Роют лапкой корешок

Вот такие зайки, Вот такие зайки,

Зайки-побегайки. Зайки-побегайки.

(В.Антонова)

Лягушка. Заходи!

Педагог. Вот их в теремке стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат: кто-то бежит к теремку.

(Звучит вальс.)

Лиса (поет).

Я лисичка, я сестричка, Рано утром по привычке

Я хожу неслышно. На охоту вышла.

(Т. Волгина)

(Подходит к теремку)

Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Педагог. Выглянула мышка в окошко и спрашивает…

Мышка. А что ты умеешь делать?

Лиса. Загадки загадывать! Вот слушайте.

В лесу выросло, В руках плачет,

Из лесу вынесли, А кто слушает — скачет.

Звери. Дудочка!

Лиса. ,

Он хоть мал, да удал, Он сквозь землю прошел,

Только дождичка ждал. Красну Шапочку нашел.

Звери. Гриб!

Лягушка. Заходи!

Педагог. Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат: сучья трещат, медведь идет.

Медведь. Тук-тук! Пустите меня в теремок!

Мышка. Кто там?

Медведь. Мишка-медведь!

Лягушка. А что ты умеешь?

Медведь. Могу песни я петь!

(Песенная импровизация.)

Я медведь, я медведь,

Я умею песни петь!

Звери.

Миша-Мишенька-медведь

Не умеет песни петь.

Медведь (поет и танцует).

Я, медведь, с давних пор

Замечательный танцор!

Топ-топ-топ-топ!



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст