«Театрально – игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Кокорина Елена Геннадьевна воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада

комбинированного вида №58

г. Иркутска

« Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…»

А.С.Макаренко.

Многолетний опыт с детьми старшего дошкольного возраста, диагностика психических процессов, состояния речевого развития, скренинги психолога ДОУ показали, что наблюдается тенденция к снижению уровня речи в развитии детей. Успех коррекционно-воспитательной работе в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.

Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновение? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самого себя.

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослым в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Выдающийся режиссёр и актёр К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Ведь в театрализованной деятельности ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учиться жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной

деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовым ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Театрализованная деятельность давно признана особым арттерапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают не только решать многие образовательные задачи, но и сохранять эмоциональный комфорт в условиях дошкольного образовательного учреждения. Не случайно в «Программе воспитания и обучение детей дошкольного возраста» под редакцией М.А. Васильевой театрализованной деятельности отводится такое же место, как и развитию речи, познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений.

Учитывая сказанное, мы сочли необходимым обратить особое внимание на театрализованную деятельность детей.

В ходе работы решали следующие задачи:

Приобщать детей к театрализованной деятельности. Формировать умения создавать художественный образ средствами театрального искусства, воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения.

Формировать основы эстетического восприятия и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления окружающей действительности.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Для успешной реализации этих задач необходимо было:

создать соответствующую развивающую среду;

подготовить педагогические кадры к руководству театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста;

отобрать содержание работы в соответствии с программными требованиями и возрастными возможностями детей;

обеспечить координацию в работе воспитателей, психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника.

Театрализованная деятельность в психкоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

-регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова). Как писал Б.М.Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Принципы коррекционной работы с детьми, с задержкой речевого развития, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин).

Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.

Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

Принцип интегративности, характеризующийся связью:

Театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

Детского и взрослого искусств;

Театральной игры и совместно созидательной деятельности педагога и ребенка;

Ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

Специально организованной и самостоятельной деятельности.

Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

побуждение к сотворчеству с взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

самостоятельный поиск решения творческих задач.

Почему я считаю, что необходимо заниматься театрализованной деятельностью в нашей группе. Это обуславливается рядом обстоятельств, которые связаны с особенностями наших детей, а именно:

Они недостаточно умеют планировать свои действия и их контролировать;

Не умеют руководствоваться своей деятельностью, конечной целью, часто «перескакивают» с одного задания на другое, с одной игры на другую, не завершив начатое;

У них снижена познавательская активность;

Психические функции отличаются от нормы;

Снижение эмоционально-волевой сферы;

Снижен уровень передачи эмоционального состояния через мимику, пантомимику, движения и особенно в речевом плане;

Снижение проявлений эмоций в коммуникативной деятельности;

Снижена самооценка и волевые усилия.

Ведь театрализованная деятельность способствует развитию: психофизических способностей, психических процессов, речи, творческих способностей.

В основу исследования положен психолингвистический подход, позволяющий уточнить современные представления о специфике развития психических процессов, нарушений лексикона у детей с речевой патологией, о характере несформированности языковых операций процесса продуцирования речевого высказывания у детей. В исследовании приняли участие дети из логопедической группы с различными формами речевой патологии. Но, чтобы перейти к планированию театрально игровой деятельности мы должны узнать умеют ли наши дети играть. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, хорошо знать её специфику, закономерности её развития, уровень её сформированности у детей.

Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д.Б.Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребёнка. Ведь дети, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. Итак, для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников, мы решили взять за основу диагностику Р.Р.Калининой. В неё включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б.Эльконина. Мы организовали ролевую игру, взяв 5 детей, предложив тему игры «Больница», в процесс игры не вмешивалась, оказывая минимальную помощь в случае необходимости.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям

Распределение ролей;

Основное содержание игры;

Ролевое поведение;

Игровые действия;

Использование атрибутики и предметов заместителей;

Использование ролевой речи;

Выполнение правил.

Результаты наблюдений я представила в сводную таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков, так и результаты каждого ребёнка.

В процентном соотношении это выглядит так:

45% — соответствует возрастной норме;

55% — отстаёт от возрастной нормы.

А так как при недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребёнка, способствующих приобретению знаний, умений и навыков.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.

Одной из цель, которые я ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и моя работа даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения, поэтому я и решила работать по этой теме.

Содержание театрализованной деятельности.

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-игры-превращения, образные упражнения;

-упражнения на развитие детской пластики, ритмические минутки;

-пальчиковая гимнастика;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-театральные этюды;

-упражнения по этике во время драматизации: репетиции и разыгрывание знакомых сказок;

-знакомство со средствами драматизации (жест, мимика, движения, костюм, декорации, реквизит и т.д.)

Театрализованная деятельность способствует развитию:

-психофизических способностей (мимики, пантомимики);

-психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

-речи (монолог, диалог);

-творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

-разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

-владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

Воспитательные задачи театрализованной деятельности:

-поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;

-стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

-развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

-воспитывать коммуникативные качества, партнёрские отношения, побуждать детей к активному общению;

-развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

-пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

-развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

-учить сочетать речь и движения;

-учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;

-формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;

-развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

-привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

-искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребёнка;

-под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л.С.Выготский).

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

-снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

-раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

-развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

-преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

-включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперёд.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

*игры в кукольный театр;

*игры-драматизации;

*игры-представления (спектакли)

Для достижения наилучших результатов в коррекционной работе с детьми логопедической группе мы решили уделить особое внимание театрализованным

играм и театрализации сказок, как одному из методов развитие речи, психических процессов детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с

другой — средство развития. Она определяется как драматизация (Л.С.Выготский), «драматическая игра» (В.Н.Всеволодский-Генгросс), «театрально — игровая деятельность», «театрально – игровое творчество» (Е.Л.Трусова).

Многие исследователи считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми» (А. Васильева, С.А.Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).

Учитывая различные точки зрения (Д.Б.Эльконин, Й.Хейзинга) на игру в целом, и театрализованную игру в частности, мы опирались на следующие определения: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету – сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением и т.п.) ( И.Г.Вечканова).

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, театрализованная игра доказала необходимость и актуальность данной темы.

Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, я изучила различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.

Для проверки знаний, умений и навыков по театрализованной деятельности, нами была адаптирована диагностика А.Е.Антипиной. К основным показателям уровня развития театрализованной деятельности дошкольников относятся:

Выразительность движений;

Способность к перевоплощению, создание театральных образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи;

Умение существовать в заданной драматургии (уровень общения в театрализованной игре, представлении);

Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы и интонации;

Умение самостоятельно создавать пластический образ (животного, человека).

Диагностика — это непростой и трудоемкий процесс, но без этого этапа невозможно себе представить профессиональную педагогическую деятельность. Проведя диагностическое обследование театрально-игровых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью, которых были выявлены дети с высоким, средним и низким уровнем творческих способ В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий в группе по театрализованной деятельности, знание программы и использование современных методик и технологий у детей выработалась определённая система ценностей, которая способствует формированию личности ребёнка, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобрели дополнительную возможность закрепить коммуникационные навыки, умение ясно выражать для окружающих мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Театрализованная деятельность стимулирует у детей развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействует расцвету творческого воображения, приобщение к театральной культуре.

Повышению уровня театрального воплощения способствуют:

Костюмы и декорации.

Технические средства.

Детские музыкальные инструменты.

Различные атрибуты.

Дети освоили «Язык эмоций», могут самостоятельно подобрать соответствующий текст, «под эмоцию» обыграть и, наоборот, под различные эмоциональные звуковые образы подбирают текст, картинки, цвета и т.д.. Могут изобразить, как шепчутся листья, как бушует море, как рычит тигр, кокой голос у Бабы Яги, Белоснежки, Мальчика-с-пальчика и т.п.

Дети научились изображать и угадывать различные выразительные походки, комплексы движений, прыжков, присущих определённым объектам, разыгрывать сценки с популярными персонажами, со встречей, приёмом и проводами гостей (званых и случайных). На базе развития творческого воображения идёт успешное восприятие эмпатии, эмпатийного поведения – сопереживание и содействия другим персонажам художественного произведения, особенно сказки (сострадание, осуждение, гнев, удивление и т.д.). У детей хорошо развита мимика, они могут изображать « солёный чай», «ем лимон», «сердитый дед», « обиделась»,

« удивилась», « испугалась» и т.д. Свободно и непринуждённо пользуются движениями рук, самостоятельно подбирают наиболее подходящие движения к услышанной мелодии, умеют передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, сопровождают движение куклы песенкой, словами. Умеют различать и называть настольный театр, верховые куклы, куклы с живой рукой, театр марионеток и т.д. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети стали терпимыми друг другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, т.к. находясь за ширмой, они должны быть внимательны, чтобы вовремя включиться в театральное действо, уступить место другому. Мы добились определённых результатов. Расширилась тематика сюжетно-ролевых игр. Дети самостоятельно затевают игры и действуют дружно, сами выбирают эпизоды для игры.

В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности, как средства воспитания и развития личности ребёнка и её неисчерпаемых педагогических возможностях.

В заключение хотелось бы сказать, что, широко используя театрализованную деятельность, а в частности театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приёмов логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание педагогов на следующем:

театрализованная игра должна стать частью занятий или режимного момента в развитии психических процессов и речевых дефектов.

Проводить такие игры надо систематически.

Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.

Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.

Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что применение театрализованных игр повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счёт комплексного аффектно-коммуникативного воздействия.

Список литературы.

1.Бряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007г.

2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М. ТЦ Сфера, 2003г.

3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1991г.

4.Домашний театр. Серия «Через игру — к совершенству». М.Лист, 2000.

5.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр, творчество, дети» (Н.Ф.Сорокина, Л.Г. Миланович). Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 3-е изд., испр. И доп. М.АРКТИ, 2002.

6.Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. «Издательство Юнипресс» Минск, 2006.

7.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2006.

8.Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Изд. ВЛАДОС, Москва, 2001.

9.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. Изд. КНИГОЛЮБ, Москва, 2006.

10.Детский сад от А до Я. №4 2008. Научно-методический журнал для педагогов и родителей.

11.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Изд. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2007.

12.Татьяна Рик, Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2008.

13.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Изд. АРКТИ, Москва, 2007.

14. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2007.

15.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. М.: Гном и Д, 2002.

16. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. М: Просвещение, 1982

17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д, 2000.

18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2003.

19.Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре (Рис. Р.Доминова; Макет В.Коломейцева) 2-е изд., переработ, и доп. – Л.Дет. лит., 1990.

20. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду . Методическое пособие. М. ТЦ Сфера, 2003.

21. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса, 2003.

22. Маханева М.Д. Развитие творчества дошкольников в процессе нетрадиционных форм работы. Горький, 1989.

23. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. М. АРКТИ, 2002.