Технология психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми проблемами в условиях дошкольного образовательного учреждения

Основная цель: обеспечить совместно с логопедом коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление).

Для реализации поставленной цели использую в своей работе системы коррекционно – развивающих занятий:

Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» (психолог – дефектолог). Практикум для психологов и логопедов. В арсенале:

- дыхательно – координационные упражнения;

- упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти и мышления;

- развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук;

- профилактика нарушений зрения.

2. Данилов И.В. «Системы упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов». Достигается развитие достаточно продолжительной умственной работоспособности;

-умения обобщать и дифференцировать предметы и понятия наглядно-образного и логического мышления;





-совершенствование графических навыков и развитие мелкой моторики руки.

3. Самостоятельно разработанные и составленные упражнения по развитию мелкой моторики руки.

4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Игры и упражнения для подготовки детей к школе» (игры, задачи, основы письма и рисования).

5. Катаева Л.И. «Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе». Конспекты занятий. В основе занятий – игры и игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально – личностной сферы, а также релаксационные упражнения.

Игры и игровые упражнения направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно — волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

Задания и игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. Включены упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Занятия состоят из 4-5 частей. Количество частей в зависимости от состояния детей может уменьшаться. Продолжительность занятий 35 мин. Соответствуют психологическим и физическим возможностям детей.

В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятий порядок игр и упражнений можно менять Цикл занятий 7 месяцев. Одно занятие или два в неделю. Данные системы коррекционно – развивающих занятий позволяют охватить большее количество детей нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении, с одной стороны и требуют большей активности от психолога в плане подготовки к занятиям, материально- технического обеспечения, большое количество демонстрационного материала.

В связи с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в развитии мелкой моторики, так как движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. Поэтому подобрали блок упражнений, направленных на развитие координации тонких движений кисти и пальцев рук и пространственной ориентации. Очень нравятся детям и старших, и средних, и подготовительных групп пальчиковые игротренинги, напевность слов с одной стороны, речетатив с другой, да еще в игровой форме, можно улыбнуться вместе со всеми, отдохнуть, расслабиться, а обучающий, корректирующий компонент присутствует и развивает, минимум затрат и максимум пользы. Пальчиковые тренинги особенно интересные детям это «Машенька», «Утречко», «Мы пошли в лесок гулять», «НА полянку мы пойдем», «Мы охотимся на льва», «Золотая слива» и т.д. (координация слова и движения).





Вот уже в течение долгих лет работы использую чудесные упражнения И.В.Данилова для развития у детей произвольных познавательных процессов. Система коррекционно – развивающих занятий содержит упражнения по развитию графических навыков. Вниманию, оперативной памяти, наглядных логических операций. Пособие построено на известных методических приемах диагностики и тренировки базовых умений и навыков: мелкой моторики («Графический диктант»), внимания («Корректурная проба»), логического мышления (по модели тестов Айзенка и Равенна). Это обеспечивает соответствие методического инструментария тренируемым навыкам. Ценность использования данного инструментария еще и в том, что можно охватить большее количество детей именно с речевыми проблемами при подготовке к школе. Данная программа состоит из 60 уроков и рассчитана на 8 месяцев занятий с детьми в режиме 2-3 раза в неделю.

Каждое занятие состоит из 6 заданий, методические рекомендации и инструкции к каждому заданию достаточно просты и не меняются на протяжении всего курса, тем самым у детей вырабатывается определенный алгоритм работы, происходит постепенное усложнение содержания с расчетом на ближайшую зону развития ребенка, то есть дается возможность справиться самостоятельно. После нескольких первых занятий ребенок начинает сам, практически без вмешательства взрослого, свободно ориентироваться в заданиях. Требуется только контроль за выполнением и при необходимости исправление ошибок, а так же стимуляция и поощрение его работы.

Задание — «Графический диктант». Направлено на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, ориентироваться на плоскости, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Задание – «Корректурная проба» — направлено на тренировку объема, концентрацию и устойчивость произвольного внимания, скорости и качества формирования простого навыка. Используются три вида символов: буквы, цифры и геометрические фигуры.





Задание «Продолжить ряд изображений» направлены на развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: сравнивать. Выделять главное и второстепенное, обобщать по признаку. Целенаправленно думать.

Задание «Вставить пропущенную фигуру» — по содержанию и методике использования идентичны третьим заданиям.

Задание – «Четвертый лишний» — направлены на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать по признаку (форме, величине, расположению на плоскости, направлению штриховки).

Задания – «Матрицы» направлены на развитие логического мышления, смекалки, сообразительности.

Также использую при подготовке к школе детей с речевыми проблемами элементы кинезиологии (наука о развитии головного мозга через движение). Автор Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». Происходит формирование динамического и кинестетического праксиса, коррекция мышечного тонуса. Важное примечание – детям с эпиготовностью и астматическим компонентом дыхательные упражнения противопоказаны.

Цель программы:

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Синхронизация работы полушарий.

Развитие мелкой моторики.

Развитие способностей

Развитие памяти, внимания , речи.

Развитие мышления.Для получения качественного и стойкого результата продолжительность занятий ежедневно 10-15 минут. Время проведения ограничено – утро, день

Вот один из комплексов этой программы:

КОМПЛЕКС №1.

Колечко.

Кулак – ребро – ладонь.

Лезгинка.

Зеркальное рисование.

Ухо – нос.

Змейка.

Горизонтальная восьмерка.

1 КОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. Затем вместе.

КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой , потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложите в кулак. Большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Прикоснитесь к мизинцу левой. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально — симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

УХО – НОС. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши. Поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

ЗМЕЙКА. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните пальцы к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА.

1,2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3,4,5,6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7,8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутыми изо рта языком.