Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш]

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;- расширить словарный запас;- развивать навыки фонематического анализа слов

Коррекционные:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;- продолжать развивать внимание, память, речь;- продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

Воспитательные:

- воспитывать правильность, красоту речи;- формировать и развивать эстетические качества;- формировать интерес к коррекционным занятиям.

Оборудование: Зеркало, мешочек с фигурками, предметные картинки, сюжетная картина «Змейка»; компьютер, коррекционно – логопедическая программа

«Игры для Тигры».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Я хочу предложить тебе поиграть в игру «волшебный мешочек».

- Достань фигурки из мешочка и назови, что это.Ребенок достает игрушки, называет их.Лексический материал: шарик, шишка, мышка, машинка.

Л: Какой звук встречается во всех этих словах?Ребенок: Звук [Ш]Л: Сегодня мы с тобой будем играть со звуком [Ш].

II. Основной этап

1. Артикуляционная гимнастика

Присаживайся по удобнее напротив зеркала, я предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:Упражнения: «Забор» — «Окно» — 6 раз; «Улыбка» – «Трубочка» — 6 раз;«Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка».

2. Артикуляция звука

Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Ш]

При произнесении звука- ш-  органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Произнеси – Ш-Ш-Ш-Ш

3. Характеристика звука

— Звук ш согласный, глухой, твердый.

«Как шипит змея»

Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш — ш — ш — ш».  Девочка спросила,  как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш».  Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

5. - Посмотри внимательно на картинку ты должна пальчиком «проводить» змейку домой, произнося при этом звук [Ш].

6. «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь «как шипит змея»

Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш

7. Автоматизация правильного произношения звука [Ш прямых и обратных слогах.

- А сейчас внимательно послушай и повтори за мной слоги:Лексический материал:ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ, АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ.

ША – ШО – ШУ

ШО – ШУ – ШИ

ШЭ – ША – ШУ

АШ – ОШ – УШ

ОШ – УШ – ИШ

ЭШ – АШ – УШ

8. Физкультминутка «Медвежата»

Выполняем движения со словами:

Мы веселые ребята. Наше имя медвежата.   ( пружинистые повороты туловища)

В гости все мы собрались.

Одевали мы штанишки, рубашонки, шапки, шубки.

Мишки по полю пошли, в чащу леса забрели

Мишки шли, шли, шли. К тихой речке подошли.

Сделали полный поворот. Через речку вброд пошли

Мишки плыли, плыли, плыли  и до берега доплыли

Чтобы Мишкам не хворать,

Надо шкурку согревать.

9. Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в словах.

выкладывает перед ребенком картинки. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» — СЛОВО

Игра «Четвёртый лишний»Назови картинки, отбери в сторону те картинки, в названии которых есть звук [Ш].Лексический материал:Шапка, ваза, мышь, хлеб, шишки, тигр, машина, часы, каша, очки, шары, кошка, собака, шалаш, зонт.Ребенок выполняет задание.Л: А теперь назови картинки, которые ты отобрал, четко проговаривая звук ШЛексический материал:Шапка, мышь, шишки, машина, каша, шары, кошка, шалаш.Ребенок выполняет задание.

10. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» — Анализ — Игра «Поезд»- А теперь давай поиграем с Тигрой, послушай пожалуйста, какое задание тебе задаст Тигра.

- Рассмотри картинку, назвать ее, определить в какой части слова находится звук [Ш] и с помощью компьютерной мыши переместить ее в соответствующий вагончик поезда.

III. Заключительный этап.

Итог занятия.- Тебе понравилась наше занятие?

- Какое задание тебе показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового ты сегодня узнала?

- Ты порадовал меня своими ответами.

поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

До свидания.

Самоанализ логопедического занятия.

Учителя – логопеда Багайсковой М.А.

Данное индивидуальное занятие проводилось с одним ребенком, подготовительной к школе группе.

ТЕМА: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]

Лексическая тема: « Домашние птицы».

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш]

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение ребенка правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;- расширить словарный запас;- развивать навыки фонематического анализа слов

Коррекционные:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;- продолжать развивать внимание, память, речь;- продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

Воспитательные:

- воспитывать правильность, красоту речи;- формировать и развивать эстетические качества;- формировать интерес к коррекционным занятиям.

Для достижения целей учитывала дидактический принцип – от простого к сложному; использовала методы обучения:

словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;

методы стимулирования и мотивации обучающей деятельности –

занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.

В качестве активизации познавательных интересов использовала метод наглядного моделирования с применением компьютерной игры — «Игры для Тигры».

Для исключения перегрузки и снятия эмоционального напряжения включила в занятие элементы релаксации, речь детей с движениями, , физминутку.

При планировании занятия учитывала возрастные и психофизические особенности развития ребёнка с нарушениями речи.

Я считаю, что выбранная мною структура занятия была рациональна для решения поставленных задач. На всех этапах занятия старалась осуществлять контроль знаний воспитанника (устные ответы, самостоятельная практическая деятельность). В течение занятия стремилась создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу и уверенность каждого ребенка в собственные силы.

Итог занятия подведен, поставленные цели достигнуты и соответствуют содержанию занятия.