Тема: «Ходит капелька по кругу» (интегрированное занятие)

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная), со значением её для жизнедеятельности человека и живой природы. Задачи:

Активизировать в речи слова прилагательные и глаголы; использовать их в речи детей.

Развивать наглядно–образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды, внимание, наблюдательность во время поисковой деятельности.

Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде, продолжать вызывать интерес к экспериментированию.

Методы и приёмы: организационный момент, экспериментирование, указания, создание проблемной ситуации, дидактическая игра, подведение итогов.

Словарная работа: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная.

Методическое обеспечение: ёмкости, наполненные водой (ведерко, тазик), ёмкости для экспериментирования (стаканчики, чашечки, баночки), пипетки, мелкий игрушечный материал, салфетки, краски, магнитофон с аудиозаписью для проведения подвижных игр, мольберт.

Методика проведения:

Вос.: Доброе утро, ребята. Обращает внимание на ведёрко с водой. Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Сейчас с ней поздороваюсь.

(Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)

Вос.: Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки?

Д.: Вода, капельки.

Вос.: Правильно, водичка состоит из многих, многих капелек, которые собираются вместе и могут даже между собой “разговаривать”, журчать. Ребята, а вы помните песенку воды? Давайте все вместе споём: с-с-с-с, буль-буль-буль-буль, кап-кап-кап. А сейчас предлагаю послушать песенку, как журчит водичка.

(Звучит музыка из серии “ Голоса природы” “Ручеёк”.)

Вос.: Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё. Здравствуй, водичка. Здравствуй, водичка.

(Дети здороваются с водичкой и вытирают руки о салфетку.)

Вос.: Ребята, водичка холодная или теплая?

Д.: Холодная.

Вос.: Эта водичка холодная. А какая вода ещё бывает?

Д.: Тёплая вода, горячая, кипяток.

Вос.: Как можно получить тёплую воду?

Д.: Нагреть её.

Вос.: А горячую?

Д.: Ещё нагреть.

Вос.: А кипяток?

Д.: Ещё сильнее нагреть, чтобы она закипела.

Вос.: Как нужно обращаться с горячей водой, кипятком?

Д.: Осторожно.

Вос.: Почему?

Д.: Можно получить ожог.

Вос.: Ну, вот с водичкой мы поздоровались, а теперь предлагаю вам превраться в маленьких исследователей. Вы знаете, кто они такие?

Д.: Это люди, которые всё изучают.

Вос.: Исследователь – это человек, который любит изучать, делает эксперименты. Они работают в лабораториях. Предлагаю вам отправиться в нашу маленькую лабораторию и исследовать свойства воды. Переходят к исследовательскому уголку.

Вос.: Ребята, а водичку можно перелить куда-нибудь. Например, вот в эту банку или стакан?

Д.: Можно.

(Педагог переливает воду из ведёрка в банку, из банки в стакан.)

Вос.: Почему её можно переливать?

Д.: Потому что она жидкая.

Вос.: Правильно, вода жидкая, поэтому мы её можем переливать из одного сосуда в другой. Ребята, чтобы вы хорошо запомнили какая водичка, буду показывать вам картинки. Например, вы сказали, что вода жидкая, вот картинка (Рисунок 1), на которой изображено, что вода жидкая. Дети переливают воду в разные ёмкости.(Педагог показывает картинку и помещает на мольберт.

Вос.: Ребята, интересно, а какая вода на вкус?

(Педагог предлагает детям сесть за стол и попробовать водичку из своих стаканчиков).

Д: Вкусная….

(Педагог предлагает посыпать в водичку сахар и размешать ее.)

Вос.: Давайте попробуем ее. Какая теперь водичка?

(Дети пробуют воду и отвечают)

Вос.: Как вода стала сладкой?

Д.: Мы посыпали в нее сахар.

Вос.: А если мы посыплем в водичку соль? Она так же станет сладкой?

(Дети совместно с педагогом насыпают в воду соль, размешивают ее и пробуют воду на вкус. Делают вывод, что вода стала соленой, после того как в нее добавили соль.

Педагог совместно с детьми вспоминают, какая была вода до того как в нее насыпали сахар и соль. Опираясь на ответы детей, педагог делает вывод, что вода без вкуса, если в нее ничего не добавлять. И помещает на доску картинку Рисунок 2, на которой изображено, что вода не имеет вкуса).

Сейчас, 1, 2, 3, 4, 5 – будем в прятки мы играть. Сейчас спрячу от вас игрушку, попробуйте её найти.

1, 2, 3, 4, 5 – пора глазки закрывать. (Отпускаем игрушку в баночку с водой.)

1, 2, 3, 4, 5 – пора глазки открывать. Где спряталась игрушка?

Д.: В баночке!

Вос.: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

Д.: Вода прозрачная, бесцветная.

( Педагог помещает на доску картинку Рисунок 3, на которой изображено, что вода бесцветная).

Вос.: А как можно спрятать игрушку в воде. Какой должна быть вода, чтобы игрушки могли спрятаться?

Д.: Надо её покрасить.

(Совместно с воспитателем дети окрашивают воду, прячут игрушки в светлую или тёмную воду)

Вос.: Чем темней вода, тем не видна игрушка. Вот картинка (Рисунок 4), на которой изображено, вода прозрачная. Вам понравилась игра.

Д.: Да!

Вос.: Ребята, по секрету синяя водичка сказала, что она очень любит рисовать. А рисует она не кисточкой, а пипеткой. Хотите покажу как?

Д.: Да! (Воспитатель показывает как надо работать с пипеткой.)

Вос.: Вы хотели бы так же порисовать?

Д.: Да! (Дети рисуют.)

Вос.: Ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте, вспомним, какая она. А помогут нам картинки (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4) .

(Дети с помощью картинок вспоминают, что вода жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная).

Используемая литература:

Ничинская Н. С. Конспект интегрированного занятия для детей 4-летнего возраста (ознакомление с окружающим, экспериментированием).

Тема «Вода и её свойства» news.1september.ru