ТЕМА: «Звуки в, в’ и буква в»

ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ В’

Материал. Цветик-семицветик, предметные картинки с изображениями птиц (соловей, скворец, журавль, воробей, свиристель, иволга); изображения сказочных персонажей (Волшебница, Великан, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Царевна-Лягушка, Винни-Пух, Ведьма); цветовые символы звуков, буквы.

Ход занятий

1. Оргмомент

Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написано: «Де_очки и мальчики, меня похитила злая едъма. аша ноая бука». Вы догадались, каую букву похитила злая Ведьма? Найдём её

2. Сообщение темы занятия

Какого звука не хватает в слове едъма! (Звука в\) В словах бука, ноая, аша не хватает звука … (в). Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в \

3. Характеристика звуков в, в’ по архитектурным и акустическим признакам

Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поёт или спит ваш голосок? Обозначение звуков в, в’ цветовыми символами.

4. Произношение звуков в, в’ в словах и слогах

Кто же нам поможет?

На стол выставляется изображение Волшебницы. Повернитесь направо. Кого вы увидели? (Волшебницу.) Добрая Волшебница дарит нам цветик-семицветик. На его лепестках написаны имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. (Фиолетовый, малиновый, оранжевый, бордовый, розовый, коричневый, сливовый.) Розовый лепесток сорвёт мальчик, в имени которого есть звук в \

Витя срывает лепесток. А теперь нам поможет Винни-Пух.

Роль Винни-Пуха исполняет воспитатель. «Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. — Повторите вместе со мной дразнилки и вопилки. Дразнилки: ва-во-вы-ки, ву-ва-во-фа. Какие слоги здесь лишние? (Слоги ки, фа.) А теперь вопилки: вы-ва-во (громко, низким голосом), ви-вя-ве (тихо, тонким голосом), вю-ву-вя-ва (вопросительно).

Дети повторяют. После повторения слоговых сочетаний Винни-Пух указывает, какой лепесток сорвать.

Малиновый лепесток срывает тот, в чьём имени есть звук в». А теперь направляемся к Василисе Прекрасной. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолёте.

Выставляется картинка с изображением Великана.

А сейчас откройте глаза. Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:

а) назовите первый звук слова великан;

б) назовите согласные звуки слова великан;

в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в \

5. Словообразование

Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в’ и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Соловушка, соловушка, воробышек, журавушка..) Назовите гласные слова соловушка.

6. Словотворчество детей

Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь сочините о них чистоговорки. (Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Вей-вей-вей, поёт песни соловей. Бей-бей-бей, клюёт зерна воробей.)

Великан пропускает детей к Василисе Прекрасной. Выставляется картинка с её изображением. Кто это? Какая она?

Дети подбирают прилагательные.

7. Физминутка

Василиса Прекрасная приглашает детей в сад. Под музыку дети танцуют, выполняют плясовые движения.

8. Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез

Угадайте, какое угощение для вас приготовила Василиса Прекрасная? Даю «рассыпание» звуки в, а, ф, л\ и. (Вафли.) Угощаемся … (вафлями). В названия угощение есть звуки л:, а, л, в, а. Что это? (Халва). А ещё Василиса Прекрасная испекла атрушки. Есть такое слово? Что она испекла? (Ватрушки.) А вот хворост. Что ещё называют хворостом?

Объясняется многозначность слова хворост. Василиса Прекрасная спрашивает, где вы слышите звук в в словах вафли, ватрушка. (В начале слова.) А в словах халва, хворост? (В середине слова.) Что она сварила из фруктов? (Варенье.)

9. Образование прилагательных

Василиса Прекрасная предлагает нам соки.

Выставляются муляжи или изображения фруктов: виноград, вишни, мандарины и др. Витя, какой сок ты выбираешь? (Абрикосовый.) А ты, Аня? (Вишнёвый.)

Василиса Прекрасная указывает, какой лепесток сорвать. На нём написано: Иван- Царевич.

10. Произношение звуков в, в’ в предложениях

Выставляется картинка с изображением Ивана-Царевича.

Кто это? (Иван-Царевич) В каком слове звучит звук в’? (В слове царевич «Бросьте» мне изучаемый звук из слова Иван, (в) Он задумчивый, невесёльп Повторите слово со звуком в\ (Невесёлый.) Спросите у него: «Что, Иван-Цареви* невесел, что буйну голову повесил?»

Дети повторяют вопрос. Иван-Царевич отвечает, что забыл, в какой день недели явиться к царю Царевной-Лягушкой. Назовите дни недели. В названии какого дня есть звук в (Воскресенье.) А звук в’? (Четверг.) Что могла делать Царевна-Лягушка четверг? (Она пекла каравай, вышивала рубаху, ткала ковёр.) Она дарит нам сво волшебный ковёр.

Дети переходят на ковёр. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолёте. А теперь откроит глаза. Что перед нами? (Ворота.) На воротах висит замок.

Выставляется слово ход. Чтобы этот замок открылся, надо найти «ключ-букву» и причитать новое слове Какой буквы не хватает? (Буквы в.) если добавить её к слову ход, то чт получится? (Вход.) Ура! Замок открылся! Скажите дружно: «Та-та-тг открывайтесь, ворота!»

Ворота открылись. А вот и Ведьма с буквой в. Она говорит, что забыла все слова со звуками в, 6 поэтому похитила букву в.

11. Развитие фонематических представлений

Вспомните слова со звуками в, в’. Назовите слова со слогом ее. (Веник, венок ветка, ветер, велосипед.) А теперь назовите слова со слогом ей. (Виноград Витя.) И ещё со слогом ва. (Вагон, Валя, вата, ваза.)

12. Восстановление деформированного текста

Ведьма говорит, что забыла коротенькое слово-предлог и у неё никак hi получается предложения. Послушайте и исправьте.»Ватрушка печётся not духовке». (В духовке) «Водитель сидит из машине». (В машине) «Весло лежи’ под лодке». (В лодке) Медведь спит к берлоге». (В берлоге)

13. Знакомство с буквой в

Дети садятся за столы. Ведьма отдала нам букву в.

Вот буква В Видна вдали -Красивая, витая, Как будто крендель испекли, Приезжих ожидая.

С. Маршак

14. Чтение слов ва, во, ву, ей. Составление слов вата, вода, Витя из бук! разной азбуки